В Петрозаводском государственном университете завершился Межрегиональный мобильный научно-практический форум «Региональный опыт. Наука – практике. Образование и местные сообщества», организованный научно-исследовательской лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ и Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования при содействии администрации Прионежского муниципального района РК, администрации Пряжинского национального муниципального района РК и Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия. Событие прошло в рамках и под эгидой Всероссийского фестиваля науки «NAUKA 0+». Обычно информация о закрытии сельских школ появляется в соцсетях, и сразу же начинается сбор подписей, но еще чаще школы просто закрывают, не считаясь ни с виртуальными петициями, ни с поломанными судьбами тех, кто не желает, чтобы их дети учились далеко от дома. Согласно данным Росстата по состоянию на 2014 год в России действует 26,4 тысячи образовательных организаций в сельской местности, в которых учится порядка 3,6 млн учащихся. Еще 10 лет назад количество сельских школ составляло 40,7 тысячи.
День первыйНебольшое одноэтажное здание школы в Шокше стало первой остановкой для участников мобильной группы. Год и два месяца руководит учебным заведением Нина Коренькова, учитель истории, неравнодушный к своему краю человек. Именно она вела экскурсию, в которой рассказ о старинном вепсском поселении Прионежского района перекликался с жизнью школы, радостями и сложностями будней:- У нас три волны подвоза детей в школу из Кварцитного (административный центр Шокшинского вепсского поселения. – Ред.). Директора поймут, как это сложно. Даже юридически – разные адреса, разные поселения, три километра между Кварцитным и Шокшей. В Кварцитном детский сад и начальная школа, а средняя и старшая школа в Шокше.Учатся здесь около 70 детей. Здание школы было построено под руководством его директора Николая Яковлевича Изотова, о чем каждый входящий может прочесть на памятной доске. Здесь же работает внук Николая Яковлевича – учитель физкультуры, математики и информатики Павел Яковлев. Гостей он встречал с супругой – она учитель музыки – и дочкой Кристиной на руках.Этой осенью в школе открыли обновленный спортзал, который появился здесь благодаря федеральному проекту по созданию спортивной инфраструктуры в сельских школах при поддержке региональной и местной власти. В спортзале установили новые стеклопакеты, современное освещение, заменили покрытие пола, привели в порядок стены. На ремонт потрачено более миллиона рублей.Еще одно радостное событие – ученики вернулись к изучению вепсского языка, который теперь преподает с первого по шестой класс молодой специалист Кристина Стрелкович. Шокшинская школа может себе позволить экскурсии по окрестностям, проведение спортивных праздников, увлекательные для детей кружки рукоделия – все гости форума увезли с собой куклы-обереги. Зав. лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия Зинаида Ефлова, подводя итог выступлению, заметила, что школа находится в постоянном развитии.- Важно найти, обнаружить и привлечь социально-педагогический потенциал. Начать, а потом и не остановиться. Изменить и улучшить – глобальная цель развития, – уверена она.Глава администрации Шокшинского вепсского сельского поселения Виктория Буторина подчеркнула, что школа стала площадкой для партнерства:- Школьное сообщество определяет жизнь поселка. В этом году нам удалось обустроить спортивную площадку в Кварцитном, где учатся дети начальной школы и посещают детсад дошколята. Новости карельских гостейВ этот же день о своей работе рассказала социальный педагог Березовской школы Кондопожского района Людмила Лебедева, где для детей работает школа-сад. Школьникам в их социализации и учебе активно помогают бабушки и дедушки, так как родители многих ребят рабочую неделю трудятся в Кондопоге или Петрозаводске, возвращаются домой лишь к выходным. Активно в поселении занимаются патриотической работой и обустройством окрестностей. По плану у местных жителей и школьников – восстановление асфальта и посадка деревьев.Елена Макарьева, директор Кяппесельгской школы, поделилась опытом взаимодействия школы и социума при патриотическом воспитании и реализации общественно значимых проектов. 23 декабря школе исполнится 60 лет. Сейчас в ней учатся 39 учеников, 10 дошколят посещают детсад, работают 15 педагогов. Директор основной школы №19 микрорайона Птицефабрика Петрозаводска Елена Запольских рассказала об условиях, которые созданы в детсаду и школе для ребят отдаленного микрорайона города. Отличительная черта сотрудничества детского сада и школы – общение специалистов между собой и бережная подготовка детей к первому классу. Именно сплоченность и профессионализм коллектива, по мнению директора, помогли школе перейти к обучению по федеральным государственным образовательным стандартам:- Для нас ФГОС – слово-действие: не говорить о патриотизме, а пойти к ветерану, не говорить об экологии, а дерево посадить!Заместитель директора школы №32 Елена Капкова, культорганизатор массовых мероприятий микрорайона Кирпичный завод Иван Телятников и заведующая детсадом №19 Марина Хиноверова рассказали о работе школы в микрорайоне Силикатный завод в форме диалога-доклада.Школа №32 находится в 12 километрах от Петрозаводска, но материально-техническая база здесь ничуть не хуже, чем в городских школах! Есть компьютеры, интерактивные доски, ноутбуки для каждого ученика, изостудия с мольбертами, два спортзала, кабинет труда и 7 тысяч книг в библиотечном фонде. Сейчас школа находится в состоянии перемен: с сентября ей предложили стать социокультурным центром для всего микрорайона.Завершился первый день посещением Шелтозерского вепсского этнографического музея имени Рюрика Лонина. Единственный в России музей, рассказывающий о материальной и духовной культуре вепсов, принял гостей, несмотря на поздний час.День второйС самого утра он проходил в разъездах. В Пряже гостей встречала заместитель главы администрации Татьяна Сеппянен, в прошлом учитель истории, победитель регионального конкурса «Учитель года Карелии»-1995, лауреат Всероссийского конкурса.- Увидите, что живем нелегко. Никаких наблюдателей ООН здесь не надо, чтобы это понять. Проект, инициатива, грант, поддержка. Эти слова сегодня будут звучать постоянно, – предупредила, принимая гостей в здании бывшей одноэтажной школы, где ныне расположился Молодежный центр, Татьяна Павловна.Татьяна Сеппянен презентовала проект, который получил финансирование Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:- Проект – совокупность идей, желаний и потребностей участников. Главная цель – профилактика и установление гармоничных детско-родительских отношений и профилактика насилия в семье.Порадовала встреча в Пряжинской школе, учителя которой рассказывали о работе музея, собственных проектах и задумках, направленных на сбережение памяти и воспитание детей в любви и уважении к Родине. Сад Победы, посылки в армию для выпускников школы, активная поисковая деятельность в розыске родственников погибших на Великой Отечественной войне бойцов – все это о Пряжинской школе, которая за годы участия в Ассоциации сельских школ Карелии перестроила свою работу и стала более открытой системой, объединяющей детей, родителей и более старшее поколение поселка.Завершился второй день форума поездкой в Ведлозеро, где самые стойкие участники форума посетили Дом карельского языка.Строительство Дома карельского языка на народные деньги, где готовы принять и обогреть взрослых, детей, гостей и местных, дает надежду, что у деревень, сел и поселков есть будущее. Стоит только поверить в это и сделать первый шаг. В самом Ведлозере есть двухэтажная каменная школа, в которой сегодня учатся дети села и окрестных деревень. Это значит, что у села есть будущее, о котором мечтают абсолютно все участники форума не только из Карелии, но и из восьми регионов России.Цифры и фактыВ событиях форума приняли участие более 300 человек – ученые, представители власти регионального, муниципального уровней и местного управления; работники науки, образования и культуры, жители городов и поселков, взрослые, молодежь и дети.Прямая речьМарина ГУРЬЯНОВА, доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва:- Форум в Карелии называю эмоциональным потрясением, целебным напитком, высшим пилотажем содержания при внешней скромности, сдержанности его организаторов. Трудно сказать, какой из социокультурных объектов более достоин высокой оценки. Все были на высоте.Алексей АЛЕКСЕЕВ, заслуженный работник сельского хозяйства РФ, профессор, Ярославль:- Музейная педагогика и агрокультура сельских территорий национальных муниципальных образований Республики Карелия наглядно убеждают в том, что если мы поведем соборную борьбу за возрождение крестьянских ценностей и агроэкологическую культуру землепользования, рыболовства, за социально ориентированное моделирование эффективного сельского образовательного пространства в поселениях, то в стране меньше будет грязи и мусорных свалок, захламленных берегов речек и озер, обочин дорог.В глазах сельского сообщества возрастет уважение к вечной профессии кормильцев России, осознание на примерах сельских поселений Карелии жизненной необходимости сохранения и развития инфраструктуры и социокультурной жизни малых городов и сел, возможностей для создания эффективного и комфортного образовательного пространства на территории российских сельских поселений, которые увидели участники мобильной группы форума в Республике Карелия.Ольга КЛЮШНИКОВА и Наталья КОНДРАШОВА, Отдел образования Перевозского района Нижегородской области:- Межрегиональный мобильный форум имел для нас огромную практическую ценность. Убеждены, что подобные мероприятия по обмену практическим опытом гораздо эффективнее теоретизированных конференций и форумов. Спасибо организаторам за возможность познакомиться с отзывчивыми, неравнодушными людьми, их опытом работы.
Комментарии