search
main
0

Агрессия недопустима. Рекомендации по профилактике детского травматизма

Важнейшей задачей педагогического сообщества «Орленка» был и остается поиск технологий, форм и методов работы, позволяющих повысить эффективность процесса создания и поддержания благополучия подростка.

Анализ  детского  травматизма в оздоровительных  лагерях России показал, что наиболее часто травмы случаются в ходе спортивных мероприятий (23%). На долю травмы рук приходится 58,3%. Количество травм увеличивается ближе ко второй половине дня, особенно с 16.00 до 18.00. Больше всего  случаев травматизма зафиксировано в корпусах  детских  лагерей (54%). Наиболее подвержены травмам подростки 11-13 лет (58%), основное количество травм приходится на мальчиков (77%).Необходимо учитывать, что каждая возрастная группа подростков имеет свои особенности и соответственно свой вид травматизма. Для подростков 11-12 лет характерны  травмы, полученные в драках, подвижных видах деятельности. Подростки 13-14 лет также склонны к проявлению агрессивности при выяснении отношений друг с другом, особенно в ходе и в результате спортивных соревнований массового характера. Старшие подростки 15-16 лет часто получают различные травмы при самостоятельном перемещении по корпусу и территории оздоровительного детского лагеря.В связи с этим данные рекомендации строятся по возрастному принципу. Формы дел для подростков 11-12 лет1. Экскурсия «Разведка боем». Воспитатель может провести экскурсию по травмоопасным тропинкам, так как, находясь без взрослых, подростки чаще всего пользуются именно ими, получая там бытовые травмы. Ребята, получив задание в виде отдельного фрагмента карты территории детского лагеря или «Орленка», проводят разведку зон риска, определяя меру их опасности и возможные причины получения травм. Каждую группу детей сопровождает взрослый, для того чтобы вовремя показать и пояснить ребятам проблемные участки территории. По итогам разведки отряд собирается вместе, объединяются все фрагменты карты, и разведгруппы докладывают о результатах выполнения заданий, подтверждая свой рассказ убедительными фактами и аргументами. Совместно отряд делает выводы о том, почему эффективнее и безопаснее соблюдать правила пребывания в ВДЦ «Орленок». 2.  Беседа-диалог «Это должен знать каждый».Заранее необходимо продумать диалог с детьми,  найдя весомые  аргументы и ответы на вопросы:    Для чего  придуманы правила поведения на территории ВДЦ «Орленок», в детском лагере, столовой?     От чего оберегают правила поведения при пожаре, стихийных бедствиях?     Для чего  каждому подростку необходимо соблюдать все правила? и др.На эти вопросы могут грамотно, квалифицированно ответить начальник детского лагеря, старший врач, заведующий столовой, заместители начальника по образовательной, научно-методической, административно-хозяйственной работе, специалисты отделов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, отдела охраны труда и окружающей среды. Их можно пригласить на пресс-конференцию и получить ответы на эти волнующие вопросы.3. Мастер-класс специалистов пожарно-технической выставки                                         «Это должен знать каждый».Специалисты пожарно-технической выставки могут предложить сюжетно-ролевую игру для получения подростками опыта по преодолению опасных ситуаций и приобретению навыков собственной безопасности. Игра может проходить как виртуально – с использованием учебных видеороликов, макетов, так и реально – с использованием реквизита пожарных: защитной одежды, огнетушителя и т. д., как на площадке, так и в помещении, силами одного или нескольких отрядов. 4. Конкурс на моделирование  экстремальных  ситуаций «Школа безопасности».Инструктаж детей по безопасному поведению происходит в форме универсальной школы безопасности, в которой возможно виртуальное моделирование экстремальных ситуаций и путей безопасного выхода из них. Отряд разбивается на 4 группы, каждая из которых  выбирает один лепесток   ромашки с цветными лепестками. На каждом лепестке написан алгоритм действия в чрезвычайных ситуациях при:- пожаре в корпусе или на территории детского лагеря;- возникновении ураганов, бурь, смерчей;- возникновении снежных заносов, обледенении;- землетрясении.За 10 минут каждая группа детей творчески выполняет свое задание (6-8 мин.), затем демонстрирует его всем. Задание может быть выполнено в форме сценки, стихов, песенки, плаката, пантомимы.Формы дел  для подростков  13-14 лет 1. «Кулачный бой, или Как решать проблемы по-другому».Подростки среднего возраста часто конфликтуют друг с другом. Причем в конфликтах они могут жестоко избивать друг друга, даже не  думая о последствиях.Можно начинать разговор с детьми и подростками с конца, то есть обыгрывая ситуацию, которая уже привела к травме. Раскручивание ситуации «А что было бы, если…» помогает выступить каждому подростку и в роли пострадавшего, и в роли победителя, хотя в реальной жизни победителей в конфликтах нет: проиграли все участники – кто-то заплатил своим здоровьем, а кто-то – переживаниями, расстройством отношений с друзьями. 2. «Человек в незнакомом мире». Это игра на знакомство с правилами передвижения по территории «Орленка», пляжу, столовой, спортивной площадке, стадиону. Представим себе, что темно или необходимо выполнять действия с закрытыми глазами. Выполняя роли (ведущего, проводника, слепого, ведомого, игрока-победителя, игрока-проигравшего, тренера и т. д.), необходимо внимательно выслушать и понять инструкции, выполнять их и понимать их предназначение.Результатом игры должно стать понимание каждым подростком необходимости создания неких правил, которые помогают осваивать незнакомые пространства, подсказывают способы сохранения собственного здоровья, знания границ рисков. Можно придумать, обговорить и принять дополнительные правила жизни отряда.3. Кинолекторий «Партнерство ради жизни».Просмотр и обсуждение кино- и видеофильмов с интересным сюжетом, касающимся правил поведения в детском лагере, может быть полезным для  понимания и принятия правил. Сюжеты можно попробовать снять самим, заранее обсудив тему, ход съемки, роли.После просмотра можно предложить встречу с творческим коллективом. Вопросы, заданные зрителями, дадут возможность получить аргументированный ответ от актеров, режиссеров, операторов и так далее. Пояснения правил самими подростками друг другу дают возможность посмотреть на сложившиеся правила под другим углом, принимая их, а не отвергая.4. КВН «Сделать нам, друзья, предстоит…».Команды получают задания обыграть в пантомиме правила поведения на дорогах, территории, пляже, стадионе, в столовой, а соперникам необходимо не только их отгадать, но и  дать пояснения, почему они необходимы.Так как это КВН, оценивается не только четкость, но и добрый юмор, актерское мастерство. Главное, что память ума и тела поможет в реальной жизненной ситуации выполнять правила поведения.Формы дел  для подростков 15-16 лет1. Заседание палаты прав человека «Мой выбор».На данном заседании происходит выработка и подписание декларации прав и обязанностей жителей ВДЦ «Орленок» или конкретного отряда детского лагеря. Отряд может быть поделен на две группы. Каждая проводит заседание палаты по своему направлению и разрабатывает права и обязанности жителей «Орленка». На общем заседании палаты каждая группа должна  представить свои задания и  аргументированно доказать, чем они полезны и необходимы для всех. Подростки обсуждают и голосуют за предложения, затем все предложения формируются в единую декларацию, которая и станет неким сводом законов отряда данных подростков на смену. Декларация подписывается всеми членами отряда и вывешивается в отрядном уголке.2. Тематическая дискотека. Данная дискотека может стать завершением дня «Мы за здоровый образ жизни», который может состояться на 2-3-й день смены. Заранее каждому детскому лагерю предлагается сочинить:1. Несколько слоганов и девизов по безопасности и преодолению рисков для здоровья.2. Танцевальные движения по теме дискотеки.Основные условия: не повторяться, исполнять всем вместе и дружно.  Это  должно быть увлекательно, красиво, полезно и доходчиво.3. Интеллектуальная игра «Учись жить в мире».Форм проведения интеллектуальных игр в «Орленке» накоплено довольно много: «Морской бой», «5х5», «Интеллектуальное лото» и так далее. В данной ситуации подойдут все.Вопросы, которые предлагаются командам, посвящены умению жить вместе, договариваться о важных и общих проблемах. Исторические вопросы могут касаться тех проблем, с которыми  столкнулись  отдельные  личности, предприятия или целые государства.Вопросы игры могут касаться опасных растений или животных  Кавказа, с которыми ребята могут встретиться в походах и путешествиях.  4.  Спортивный матч «Формула здоровья».Излишнюю энергию или желание помериться силами можно применить в различных спортивных встречах. К ним необходимо готовиться не только физически, но и творчески:- слоганы в поддержку своей команды и команды-соперницы; – отдельные танцевальные движения; – сюрпризы для победителей и проигравших и т. д.Название матча касается не только физической силы, тренированности тела, но и спортивного духа, чести спортсмена, психологического состояния проигравшей команды. Проиграть может каждый, главное – достойно принимать проигрыш (без физического насилия и ругани), быть достойным победителем (уметь прощать, быть выше). Внимание уделяется и болельщикам – поддержка команд должна быть достойной (поэтому и необходимы заранее продуманные слоганы, движения, сюрпризы), честной и не унижать достоинства болельщиков и команды-соперницы. Можно также объявить, что аура стадиона не выносит агрессивности, применения грубой физической силы и нецензурной лексики. Поэтому и сами болельщики своим поведением приносят дополнительные очки своим командам.​Аделина КИРЕЕВА, кандидат педагогических наук, методист учебно-методического центра Всероссийского центра «Орленок», член-корреспондент Международной академии дополнительного образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте