Школа… Здесь встает на ноги наша завтрашняя смена, поколение, которому совсем скоро решать наши сегодняшние проблемы, строить будущее. Здесь девчонки и мальчишки не только учатся читать и писать, здесь они узнают мир, учатся добру, преодолевают сложности и невзгоды.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, оказывается, знаем очень поверхностно. Н.М.Карамзин называл историю “факелом, показывающим дорогу человечеству из прошлого через настоящее в будущее”. Неиссякаемым источником для нас является народное творчество. 26 лет я работаю в сельской школе учителем музыки. Люблю свой предмет и эту любовь передаю детям. Создала вместе с ребятами и учителями музей народного быта, что помогает приобщить школьников и их родителей к освоению культуры, духовных и трудовых традиций своего народа, осознанию глубинных связей поколений. Содержание работы основывается на местном краеведческом материале, обеспечивается планом работы музея, лекторской группы и планом работы школы.
Предлагаю музыкально-литературную композицию “Деревенька моя”.
Оформление: кабинет оформлен в виде русской избы – окно, стол, лавки, посуда, печка, прялка, половики, зеркало, полотенца, скатерти, салфетки и т.д.
Оборудование: магнитофон, кассеты, баян, ложки, бубны, колокольчики, свирель. Из бумаги вырезаны большие буквы: ДЕРЕВЕНЬКА МОЯ. Затемнение, свечи.
Участники: ведущие-ученики, родители, учителя, солисты, фольклорный ансамбль и я.
Выступление (ведущие в русских костюмах): 1. Добрый день, гости званые и желанные!
2. Рады гостям, как добрым
вестям!
3. Хлебом-солью встречаем,
гостей привечаем!
Я: Добро пожаловать в мою песенную горницу!
После того как гости все расселись, я продолжаю:
Я рада видеть вас сегодня. Все, что будет здесь сейчас происходить, все это для вас. Песня открывает свои тайны тому, кто желает ее понять и умеет слушать. “Песня, песня, что может быть тебя чудесней!..” (С.Есенин). Приглашаю вас совершить путешествие в мою маленькую деревню, где прошли детство и юность.
Звучит в записи песня “Уголок России”. Постепенно звук убавляется, ведущие начинают:
Ведущие: 1. Отечество – единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.
2. Как известно, понятие “родина” имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи.
3. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, т.е. свою малую родину, как часть большого Отечества.
4. У каждого человека до конца дней сохраняется благородная любовь к тому, откуда берет начало его жизнь, – к отчему краю.
5. Где с березкой белой
шепчется осинка,
Где в седом тумане прячутся луга,
Каждая тропинка, каждая травинка,
Каждая росинка дорога.
Без конца и края поле золотое,
И шумят колосья, как морской
прибой.
Самое святое, сердцу дорогое,
Связано с тобою, край родной.
(стихотворение П.Градова)
Ведущие: 6. В родных местах
ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля – своя…
В родных местах и солнце ярче
светит,
И серебристый голос у ручья.
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее
луга,
Стволы берез прямее и стройнее,
И разноцветней радуги дуга!
Пусть мне твердят, что есть края
иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные,
Свои родные, милые места!
(стихотворение М.Пляцковского)
7. За тихой рекой, где светлеют
поля,
К лесам вековым прилегая,
Есть самая главная в мире земля –
Деревня моя дорогая.
За счастьем мы вдаль улетаем
порой,
Отеческий дом свой покинув.
А думы уносятся снова домой
Вослед журавлиному клину.
Сердца возвращаются к первой
любви,
К гнездовью родимому-птицы.
Деревня родная, березы твои
Зовут и меня возвратиться.
(стихотворение М.Владимова).
Я (продолжаю рассказывать): Любовь к музыке, песне, фольклору началась с раннего детства в подмосковном городке Егорьевске, где я и родилась. Все свое детство и юность провела в деревне. Огромную любовь и доброту от истоков, от корней передали мне родители. Моя мама, а особенно бабушка и дедушка, у которых собиралась вся деревня и звучали русские песни, и задорной была русская пляска. Дедушка был хорошим гармонистом, а бабушка певуньей. Вырастили они всех поющих, шестерых дочерей. Род очень дружный. Приучали к труду, чтобы мы ни делали, песня всегда помогала.
Ведущие: 8. Заснеженная
русская деревня.
В избушке крайней теплится
огонь
И греет нас, как женское
доверье,
Охрипшая российская гармонь.
9. У деда – кнопки – бусинки,
певучая гармонь.
В руках у бабки – гусельки
звенят, едва затронь…
Играет дед не “ладушки” –
Все марши, старичок!
Зато играет бабушка старинный
гопачок…
Деревня собирается
у стареньких ворот,
А бабушка старается, а дед на
кнопки жмет.
Идет веселье громкое, частушки,
перепляс –
И ахает, и охает вся улица у нас!
Сидят на лавке рядышком,
Живут они ладком:
Лирическая бабушка с бывалым старичком.
(поэт В.Семернин)
Ведущие: 10. Детство начинается с маминой улыбки,
С колыбельной песни,
с удивленных снов.
Детство начинается с дедовой
калитки,
С новогодней елки, с самых
первых слов.
Я: Я никогда не забуду, как однажды меня, совсем еще маленькую, дедушка взял на елку в школу, в деревню Юрцово (в ней учились все мои родственники), он играл на гармони, а я пела. Дедушка был замечательным гармонистом, его приглашали и на свадьбы, и на праздники в клуб. Обо всем увиденном и услышанном рассказывала своей милой, любимой маме.
Ведущие: 11. Мы матерью землю
свою называем,
О матери – Родине песни поем.
Дороже, светлее мы слова
не знаем,
Храним его бережно в сердце
своем.
Нам матери дарят весь мир
неоглядный,
Нам с ними любая беда – не беда.
Любви материнской не надо
награды –
Лишь были бы счастливы дети
всегда.
В моем исполнении звучит песня на ст.В.Гина, муз.В.Мигули “Поговори со мною, мама”.
Давно ли песни ты мне пела,
Над колыбелью наклонясь.
Но время птицей пролетело,
И в детство нить оборвалась.
Припев: Поговори со мною,
мама!
О чем-нибудь поговори,
До звездной полночи,
до самой,
Мне снова детство подари.
Довольна я своей судьбою,
Того, что прожито, не жаль.
Но как мне хочется порою
Вернуть безоблачную даль…
Припев: (тот же)
Минуты сказочные эти
Навек оставлю в сердце я.
Дороже всех наград на свете
Мне песня тихая твоя.
Припев: (тот же).
Ведущие. 12. Из памяти уходят
имена,
Уходят лица, даты, дни
мелькают,
Лишь тенью у раскрытого окна
Воспоминанья в сердце
возникают.
Из памяти уходят имена,
Как стаи птиц, готовых к небу
взвиться,
Влечет меня всю жизнь мечта
одна:
Смотреть на небо так, как
смотрят птицы.
И я прошу: спаси и сохрани
Цвета, и запахи, и ощущенья,
И будущего вечные огни,
И прошлого забытые мгновенья.
(стихотворение О.Лукьяновой)
Я: Нет уже в живых многих моих близких, дорогих родственников, бабушки и дедушки. Но память о них сохранится в моем сердце навсегда. Любовь, которую они передали, я передаю своим сыновьям и вам. От дедушки унаследовала игру на баяне, а от бабушки – голос. Спасибо им!
Я хочу зажечь поминальные свечи в честь тех, кто ушел из жизни, кто творил добро на земле. Помянем их добрым словом и благим делом.
Ведущие: 13. В детстве мы все на ромашках гадали,
Часто мечтали о чем-то своем.
Время спешило за дальние дали,
Детству махнув на прощанье крылом.
Птицы всегда возвращаются в гнезда,
Не забывает река свой исток.
И по-особому светятся звезды
Там, где наш самый родной уголок.
(стихотворение П.Синявского)
Звучит песня на ст.М.Пляцковского, муз.Е.Птичкина “Деревенское детство мое” в исполнении ученицы.
Заблудились в тумане деревья,
Поднимается солнце в зенит.
А на рыжем пригорке деревня
Посредине России стоит.
Здесь на лавочках деды шутливо
Про свое вспоминают житье.
Здесь ныряет в речушку с обрыва
Деревенское детство мое. (2 раза).
От огня гребешков петушиных
Загорается зорька вдали.
Кружит голову запах дождинок,
Запах сена и теплой земли.
Здесь ведерки гремят у колодца,
Шалый ветер полощет белье.
Здесь по снегу на санках несется
Деревенское детство мое. (2 раза).
Заливаются в клубе гармони,
Желтый месяц согнулся в дугу.
И пасутся усталые кони
На прохладном и мокром лугу.
Здесь вручили мне землю в наследство
Ни за что не прожить без нее…
Здесь навеки прописано детство,
Деревенское детство мое! (2 раза).
Ведущие: 14. За дорогой кольцевой, как привет
из прошлого,
Повстречался нам с тобой уголок заброшенный:
Опустевший старый дом, без вины покинутый,
И колодец под окном – с небом опрокинутым.
Колодец, колодец, дай воды напиться!
Колодец, колодец, дай неба глоток!
Быть может, быть может, еще возвратится
Счастливое время
И в наш уголок…
(стихотворение С.Осиашвили)
В исполнении дуэта (родители) звучит песня “Деревенька моя”:
Деревенька моя, деревянная дальняя
Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой.
Ты в легком платочке июльского облака
В веснушках черемух стоишь над рекой.
Родная моя деревенька-колхозница
Смущенной улыбкой меня обожгла,
К тебе мое сердце по-прежнему просится,
А я все не еду – дела и дела.
Мне к южному морю нисколько не хочется,
Душой не кривлю я, о ком говоря,
Тебя называют по имени-отчеству
Святая, как хлеб, деревенька моя.
Ведущие: 15. Тает день в прохладной сини,
Росы падают в зарю.
Я с тобой, любимая Россия,
По душам, как с другом, говорю.
Ты звала меня в дорогу за околицу села.
И опять к отцовскому порогу
В этот тихий вечер привела.
На полях и в перелесках –
Всюду ласковый покой.
Здесь мое веснушчатое детство
Где-то бродит в дымке голубой.
(стихотворение С.Красикова)
Я: Так уж получилось, что после окончания музыкально-педагогического училища я приехала на работу учителем музыки в вашу школу и вот уже 26 лет нахожусь здесь. Вышла замуж. Полюбила село за красоту, за доброту людей. Нашла свое место в жизни. Но не забыла свою родину, ей посвящаю песню.
В моем исполнении звучит песня на ст.В.Фролова, муз.В.Мудровой “Село мое родное”.
Есть много сел в России – среди родных полей,
Но нет тебя красивей, но нет тебя милей,
Навеки ты со мною, как первая весна,
Село мое родное, родная сторона!
Село мое родное, родная сторона!
Люблю твои закаты и рощи за рекой,
Когда идут девчата дорожкой полевой
И песня над тобою, как звонкая струна,
Село мое родное, родная сторона!
Село мое родное, родная сторона!
Всегда с тобой я вместе, России край родной:
Тебе пою я песни, живу твоей судьбой!
Твоею красотою душа моя полна,
Село мое родное, родная сторона!
Село мое родное, родная сторона!
Затем звучат песни в исполнении ансамбля, солистов: “Кнопочки баянные”, “Неделька”, “Мой дружочек”, “Валенки”, “Частушки” и др.
Заключительное слово:
Наша встреча в моей песенной горнице подходит к концу. Я надеюсь, что вы все унесете с собой частицу тепла моей души и сердца.
Благодарю всех, кто помогал в проведении песенной горницы. Спасибо, что вы пришли ко мне.
Валентина МУДРОВА,
учитель музыки
село Липицы,
Серпуховской район,
Московская область
Комментарии