Идеология административной реформы заключается в том, что новое Министерство образования и науки РФ будет заниматься в основном нормотворческой деятельностью – разработкой положений, проектов законов, постановлений, а также формированием бюджета для всех уровней образования и науки. Одним словом, оно станет «мозговым центром», который предложит правила игры на образовательно-научном поле. Конкретная практическая работа – прерогатива агентств и служб. Руководителем Федерального агентства по образованию назначен бывший первый заместитель министра Григорий Артемович Балыхин.
Досье «УГ»Григорий Артемович БАЛЫХИН – кандидат технических наук, действительный государственный советник РФ 1-го класса. Долгое время занимался преподавательской деятельностью в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы. В 1993 году Владимир Филиппов, тогда – ректор РУДН, пригласил его на должность проректора по коммерческой деятельности. Не удивительно, что в 1998 году Балыхин занял должность заместителя министра общего и профессионального образования, а еще через два года стал его первым заместителем.В бывшем министерстве он тоже занимался экономикой и финансами – работал с Минэкономразвитием и Минфином, когда разрабатывались бюджеты, отстаивал интересы образования. Ему удавалось находить общий язык с финансистами, экономистами и, что самое главное, с реформаторами от образования. В том, что бюджет образования увеличивался год от года, есть и его немалая заслуга. Можно быть уверенным, что на должности руководителя Федерального агентства по образованию Григорий Артемович продолжит эту линию.
– Григорий Артемович, каков статус агентства и в какой мере оно будет подчинено Министерству образования и науки?
– Агентства – юридические лица, которые, как и министерства, и службы, будут федеральными органами исполнительной власти. То есть выстроена не вертикаль, а пирамида, в которой эти руководящие органы образования и науки находятся в ведении министерства, но при этом еще и самостоятельны. Напрямую они министерству не подчиняются. Их руководителей утверждает правительство, поэтому ответственность агентства и службы несут прежде всего перед правительством.
– Уже можно говорить о том, какова структура Агентства по образованию?
– Могу рассказать о том, что планируем. Если говорить о структуре, то она определена его основными функциями: оказанием государственных услуг в сфере образования и молодежной политики, реализацией федеральных целевых программ, управлением государственным имуществом во всех подведомственных образовательных и иных учреждениях.
– Что такое в вашем случае «управление имуществом», ведь раньше это всегда было прерогативой Мингосимущества?
– Агентство как раз и возьмет на себя часть былых функций Мингосимущества, которые правительство раньше делегировало этому ведомству. Оно выполнит обязанности собственника имущества, закрепленного в оперативное управление за подведомственными образовательными учреждениями. Мы будем сами вести реестры подведомственных учебных заведений на земельные участки, на недвижимое и движимое имущество, которое входит в госсобственность, регистры, кадастры.
– Будут ли в вашем распоряжении финансы образования?
– Основная функция агентства, объявленная в указе, – быть главным распорядителем бюджетных средств. Кстати, эта же функция будет и у Министерства образования и науки, и у Федеральной службы контроля, но только в части финансирования центральных аппаратов. Поэтому первым будет создан блок экономики, в который войдут управление экономики и управление бухгалтерского учета и финансового контроля. Второй блок – управление федеральным имуществом и развитием материально-технической базы. Аналогичная структура в Минобразовании РФ уже была, но мы ее будем укреплять по той причине, что расширились наши функции по части управления собственностью. В этом же, втором блоке, будет управление социального развития, которое займется не только повышением статуса педагогических работников, оказанием адресной социальной поддержки студентам, взаимодействием с Профсоюзом народного образования и науки, но и с детскими домами, школами-интернатами, специальным образованием детей и подростков и так далее. Такого подразделения, каким станет третий блок агентства, не было даже в Минобразовании РФ, мы намерены создать управление реализации федеральных целевых и других государственных, отраслевых и прочих программ.
– А разрабатывать программы будете тоже вы?
– Нет, это дело Министерства образования и науки РФ, где создадут управление образовательной политики, которое будет определять, какие программы нужны и какие в них должны быть направления. Мы реализуем придуманное. Следующее управление будет заниматься организацией деятельности образовательных учреждений. По существу, это то, что в Минобразовании РФ называлось управлением профессионального образования. Но там все распределялось по уровням (высшее, среднее и начальное профобразование, дополнительное, послевузовское). Теперь же в агентстве будет одно большое управление, в котором мы создадим отделы по уровням образования. Тут останутся люди из управлений, которые занимались и будут заниматься организационной работой: кураторством вузов, структурно-функциональными изменениями, реорганизацией, объединениями, выделением ведущих вузов, интеграцией техникумов – вузов, ПТУ-техникумов, вузов и так далее.
– А будут ли они работать над содержанием образования?
– Те, кто занимался содержанием образования, останутся в Министерстве образования и науки РФ.
– Григорий Артемович, а кто будет заниматься молодежной политикой – агентство или министерство, ведь, с одной стороны, это в самом деле политика, а с другой – практическая работа?
– В агентстве появится управление по делам молодежи – часть былого министерского Департамента по молодежной политике, делом которого станет реализация программы «Молодежь России», «Жилье для молодых», связь с организациями по делам молодежи в регионах России. Сама молодежная политика как таковая – прерогатива непосредственно Министерства образования и науки и соответственно одного его управления или департамента.
– Международная политика тоже останется у министерства, но что-нибудь достанется вам?
– Мы создадим управление, которое займется обучением иностранных студентов (приемом, организацией, распределением по учебным заведениям, реализацией государственных цифр приема, государственного задания). Недавно у нас было 4000 государственных стипендий для иностранных студентов, теперь их 7000. Хочу отметить, что у нас будут еще управление информатизации, правовое управление, управление делами, управление кадров и так далее. По существу, агентство – на самом деле на 60-70 процентов старое Министерство образования РФ.
– Агентство будет иметь какие-то коллегиальные органы управления?
– В указе, которым нас создавали, прописано, что и агентства, и службы могут иметь свои коллегии. Мы воспользуемся этой записью.
– А зачем вам нужна коллегия?
– Мы будем утверждать цифры приема в учебные заведения, один руководитель это сделать не может. Мы утверждаем ректоров, так положено по закону. Своя коллегия будет у министерства, но не потащишь же всех ректоров туда, поэтому их утвердит коллегия агентства в составе 15 человек. Во всяком случае, у нас есть такое предложение.
Комментарии