Взгляды людей на определенные события, происходящие в мире, не остаются неизменными в течение всего периода развития той или иной цивилизации. Со временем в обществе могут корректироваться существующие общепринятые стереотипы по отношению к самым обычным явлениям. В жизни каждого человека наступает период, когда молодость остается в прошлом, трудовая деятельность подходит или уже подошла к завершению, и человек начинает задумываться о том, в какой сфере можно найти применение собственным силам. В это время многие представители старшего поколения увлекаются чтением, садоводством, посещением музеев, выставок, театральных постановок. Другие начинают активно заниматься спортом, пытаются расширить и разнообразить свои интересы.
Заниматься самообразованием, вести активный образ жизни, иметь разнообразные увлечения, выделять время на занятия спортом хочет каждый и в любом возрасте.
В Москве с 2018 года проходит реализация проекта мэра Москвы «Московское долголетие». По официальным данным, к нему присоединились более 180000 москвичей. Записавшись на то или иное направление городской программы, жители столицы не только имеют шанс для самореализации в новых для них областях, но и общаются, находят единомышленников и друзей. Участники проекта преодолевают возрастные социально-психологические кризисы, регулярно получают умеренные нагрузки, которые поддерживают здоровье и позволяют быть в тонусе.
Основная задача «Серебряного университета» МГПУ – создать условия для творческого и профессионального развития людей старше 55 лет. Университет дает возможность изучить то, что не получилось освоить ранее из-за нехватки времени или по каким-либо иным причинам. Во время занятий обучающиеся заряжаются позитивной энергией и не чувствуют себя одинокими.
Как показывает практика, двумя максимально востребованными направлениями работы университета являются занятия по изучению IT-технологий и иностранных языков.
Изучение иностранных языков привлекает возрастных слушателей с нескольких точек зрения. Это прежде всего возможность получать информацию на ином языке, а также при необходимости поддержать разговор с представителями зарубежных стран. А с другой стороны, способность погрузиться в культуру страны изучаемого языка, сопоставить ее с элементами собственных традиций и обычаев. Специфика английского языка заключается в том, что он в ходе своего развития превратился в язык международного общения, понятный представителям разных стран и национальностей, поэтому не вызывает удивления тот факт, что многие люди разного возраста хотят им овладеть. Их количество ежегодно увеличивается, включая и представителей старшего поколения. Для них английский язык оказывается привлекательным по многим причинам.
Опрос участников проекта «Московское долголетие» показал, что больше всего это желание связано со стремлением вести активный образ жизни и путешествовать по миру, используя язык при общении, например, в аэропорту, магазинах, при перемещении по городу. Эту причину указали 97% всех респондентов. У людей старшего поколения велико желание посмотреть мир, который весьма разнообразен. С этой точки зрения знание английского языка оказывается крайне значимым. Ведь где бы ни оказались путешественники, их познания в области английского языка оказываются настоящим бонусом.
Некоторые опрошенные отметили, что хотели бы восстановить прежний уровень владения языком, развивать память, понимать информацию в сети Интернет, читать инструкции к бытовой технике, а также помогать внукам дошкольного и школьного возраста выполнять соответствующие задания. Иначе говоря, представители старшего поколения готовы снова сесть за парты и погрузиться в мир другого языка и иной культуры по самым разнообразным причинам.
В Институте иностранных языков МГПУ уже несколько лет осуществляется преподавание английского языка для участников проекта «Московское долголетие». Преподаватели различных кафедр ИИЯ проводят занятия с возрастными слушателями. Более того, коллектив кафедры английской филологии создал два учебных пособия по английскому языку для обучающихся старшего поколения. Первое из них – «Читаем рассказы Агаты Кристи» – было опубликовано в 2021 году, второе – «Путешествуем и говорим по-английски» – весной 2022 года.
Эти учебные пособия принимают во внимание физиологические и психологические особенности людей старшего возраста, делая процесс обучения максимально комфортным и результативным. В них учтены как возрастная специфика, заставляющая преподавателей искать пути преодоления некоторых трудностей (изменения слуха, зрения, двигательной активности, когнитивных процессов, эмоциональной сферы), так и значимые положительные факторы, служащие опорой в обучении и помогающие таким людям овладеть английским языком (независимость, богатый жизненный опыт, уровень интеллектуального и речевого развития). В целом доказано, что изучение иностранного языка положительно влияет на изменения когнитивных способностей пожилых людей, в том числе на уровень внимания, скорость психических процессов, память. А сам процесс овладения иностранным языком ученые рассматривают как эффективное средство продления жизни.
Изучение иностранного языка часто вызывает большой интерес у тех, кто приступает к этому увлекательному занятию, что вполне объяснимо. Ведь в дополнение к общению на родном языке, который привычен с детства, люди получают новый инструмент общения. Это позволяет им не только выразить свои мысли, но и узнать новое о собеседнике, культуре народа изучаемого языка.
В основу пособий, разработанных коллективом преподавателей ИИЯ, положены следующие принципы обучения: культуросообразность, межпоколенческий диалог, научность, наглядность, прочность, сознательность. Авторами также учитывались посильность, коммуникативная и личностно ориентированная направленность обучения. Эти принципы являются общепризнанными в теории и методике преподавания иностранных языков. Они определенным образом преломляются и обретают новый смысл при обучении людей старшего поколения, позволяя учесть их образовательные потребности и мотивы. Уникальность этих книг заключается в том, что они восполняют имеющийся пробел в учебных материалах по обучению английскому языку данной категории учащихся.
Учебное пособие «Читаем рассказы Агаты Кристи» предназначено для развития умений устной речи с опорой на чтение. Для обучения пожилых людей чтение выступает в качестве важной составляющей при изучении иностранного языка, так как является для них удобной и привычной деятельностью. При изучении английского языка возрастные слушатели склонны во многом полагаться на печатный текст, что психологически их поддерживает. Чтение позволяет изучающим иностранный язык знакомиться с иной культурой и обсуждать широкий круг проблем с учетом их интересов и предпочтений. Чтение рассказов известного мастера детективного жанра Агаты Кристи, включенных в пособие, является отправной точкой для развития умений устной речи на английском языке, например, применительно к различным ситуациям при путешествии за границей.
Второе учебное пособие – «Путешествуем и говорим по-английски» – направлено на подготовку старшего поколения к межкультурному общению. Английский язык изучается в неразрывной связи с традициями и обычаями различных народов, что позволяет обучающимся осознавать как свои, так и чужие национальные особенности. Они учатся выражать свои мысли по-новому на английском языке, узнают, как вести диалог с представителями иных культур и поколений в разнообразных ситуациях общения.
Культурологический компонент пособия не ограничивается знакомством с основными сведениями о странах изучаемого языка. В ходе овладения английским языком у слушателей создается представление о типичных нормах поведения в различных ситуациях, когда английским языком можно пользоваться как языком международного общения. Для этого в пособие включен специальный раздел «Разнообразный мир вокруг нас», с которого начинается каждый из модулей. А приложение «Учимся межкультурному общению» содержит конкретные рекомендации по подготовке к предстоящему путешествию за рубеж. Например, слушатели узнают, что необходимо сделать перед началом путешествия и во время самой поездки, как можно приветствовать незнакомых людей. В пособии предлагается информация о том, как следует вести себя в общественных местах, в гостинице и ресторане, как поддержать разговор, если речь зайдет о родной стране.
Оба пособия являются завершенными и полноценными работами, что позволяет преподавателям строить обучение слушателей как с опорой только на одно из них, так и сочетать их при необходимости, а также искать пути того, как выполнить стоящую перед ними задачу и сделать процесс овладения английским языком не только эффективным, но и интересным.
Во время поездок по нашей стране и за рубежом путешественники, вероятно, не раз отмечали, что окружающий их мир – это своеобразное смешение языков и культур, причем часто впечатления от увиденного и услышанного не совпадают с тем, что ожидалось. Это происходит во многих случаях из-за того, что люди не всегда правильно понимают своих собеседников, так как, во-первых, они говорят на чужом языке и, во-вторых, являясь представителями иной культуры, воспринимают и интерпретируют окружающее иначе. Возникает вопрос, как добиться взаимопонимания и не чувствовать дискомфорта во время общения на иностранном языке. Ответ на него содержится в возможности погрузиться в определенные ситуации межкультурного общения, в которых люди обычно оказываются во время поездок, и узнать, какие английские слова и фразы часто используются в этих случаях. Владея ими, люди могут более свободно вести разговор с собеседниками в реальной ситуации.
Известная поговорка «Учиться никогда не поздно» оказывается более чем справедливой, а изучение английского языка в «серебряном» возрасте может стать дополнительным источником долголетия и сделать жизнь многих представителей старшего поколения более активной и интересной.
Ксения БАРАНОВА, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии Института иностранных языков МГПУ;
Светлана МАКЕЕВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии Института иностранных языков МГПУ
Комментарии