search
main
0

«Агат» в нагрузку. Куда исчезают «продвинутые» педагоги?

Это не мечты, а реальность. В отдаленном хуторе или станице, куда дрова завезти проблематично, в школах появились компьютеры. Еще пару лет назад такое трудно было вообразить. А сегодня в Волгоградской области благодаря ряду целевых федеральных и областных программ в учебные заведения завозится техника ХХI века.

В частности, в рамках программы «Развитие единой образовательной информационной среды» в 600 сельских, городских и поселковых школах установлено около 2 тысяч компьютеров. Совсем недавно еще 905 компьютеров получили детские дома, интернаты и профессиональные училища.

Теперь проблема в другом: мало поставить в классе суперновый «Пентиум», если учитель информатики не умеет на нем работать, слабо подготовлен методически. Как с этим обстоит дело? Мы обратились к эксперту, Татьяне СМЫКОВСКОЙ, доктору педагогических наук, заведующей кафедрой математического образования и информационных технологий Волгоградского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и одновременно заведующей кафедрой информатики и методики преподавания информатики Волгоградского государственного педагогического университета.

– Татьяна Константиновна, с какими проблемами подготовки и переподготовки учителей информатики сталкиваетесь вы и ваши коллеги?

– За 2001-2003 годы в нашем ИПК на курсах побывали 488 человек, то есть большинство учителей информатики Волгоградской области, а за 2003-2004-й еще 125 учителей. Приезжали они в основном с периферии, даже не из райцентров, а именно из поселков, в школы которых поставлялись компьютеры в рамках соответствующей президентской программы. Были и учителя из Волгограда и Волжского.

Только 3 процента педагогов имели высшую категорию, первую – 37 процентов и вторую – 28 процентов. С самого начала нам пришлось провести разбивку на группы по уровню пользовательской подготовки слушателей. И в основном это был самый первый, начальный, уровень. «Продвинутых» учителей набралось не очень много.

– С чем это связано?

– Дело в том, что школы нашего региона изначально снабжались отечественными компьютерами типа «Агат». Большинство преподавателей пришли работать в учебные заведения в 90-е годы, когда в классах еще стояли эти допотопные «Агаты». Поэтому педагогов элементарно пришлось переучивать как пользователей компьютеров системы IBM. Они овладели тем, с чем раньше не сталкивались в силу объективных материальных условий, – операционной системой «Windows», офисными приложениями Word, Excel, Power Point Access, другими пакетами программ. Или, например, всего два-три процента слушателей были знакомы с возможностями электронных презентаций и способами их изготовления. С интернетом было хуже всего. Поисковые системы знали либо горожане, либо вчерашние выпускники нашего вуза.

– А на какой технике учатся у вас в вузе будущие преподаватели информатики?

– В основном техника сосредоточена на кафедрах алгебры, геометрии и информатики; теории и методики преподавания физики и информатики, информатики и методики преподавания информатики; специализированные компьютерные классы имеют факультеты психологии и социальной работы; историко-экономический; физический.

Первый наш выпуск по специальности «Математика и информатика» состоялся в 1991-м. Общая теоретическая подготовка, считаю, тогда была на высоте, но с техникой IBM студенты знакомились лишь на 5-м курсе в силу уже названных причин.

Хотя, повторюсь, знания они получили добротные и были действительно востребованы на рынке труда. К сожалению, не все они пошли трудиться в школу. Многие нашли работу в налоговых структурах, банках, торговых сетях.

– Наверное, многим родителям, как и мне, это грустно слышать! Ведь иногда доходит до курьезов: детки ловчее обращаются с мышкой, чем учитель, вполне могут давать ему уроки общения в той же ICQ, в интернете тоже чувствуют себя увереннее… А вообще доходят ли до школы «продвинутые» выпускники педвуза последних лет?

– Из 100 человек выпуска специальности «Математика и информатика» этого года, по моим сведениям, учителями информатики стали лишь двадцать семь. Не секрет, что в школу идет устраиваться приблизительно пятая часть питомцев педвуза. И еще какая-то часть молодых учителей покидает школу, проработав там не больше года. В первую очередь молодых специалистов, конечно, не устраивает зарплата, отсутствие жилья…

Есть проблемы и чисто профессионального плана. Скажем, в инвариантной части регионального Базисного учебного плана на информатику выделяется только 1 час в неделю. А в вариативной части очень многие школы не отводят на нее часов. Поэтому учителям информатики приходится изобретать свои авторские программы, а ИПК заниматься их экспертизой по направлению специальной комиссии, созданной при областном комитете по образованию. В школах все еще не хватает современной техники. То есть реальная хорошая база – два полных класса на 11 рабочих мест с принтером струйным или светодиодным, сканером, мультимедийным проектором, CD-rom на всех машинах – есть далеко не во всех школах.

– Татьяна Константиновна, вам ведь приходится принимать и вступительные экзамены, а в этом году в первый раз по информатике. И каковы впечатления? Чем порадовали абитуриенты, наученные, наверное, вашими же бывшими студентами?

– Впечатления, в общем, неплохие. В устных ответах по практической части билетов дети из села порадовали хорошим владением офисными программами, а горожане были сильнее в программировании. Справились и с теоретической частью – информатизацией, алгоритмами и так далее. Правда, у всех слабое место – моделирование, поиск путей решения задач. Возможно, это связано с учебником, где этот раздел освещается не слишком доступным языком.

Что еще волнует? Предстоит переход к обучению информатике со 2-го класса, что требует усиленного внимания: кто и как будет вести нужный для логического развития детей, но в то же время и достаточно «взрослый» предмет в начальной школе? Пока неясно. В ИПК подготовлена и начала реализовываться программа «Компьютер в начальную школу», поэтому есть надежда на то, что проблемы в этой области будут решаться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте