Российская школа модернизируется. А ведь она – маленькая модель государства, как губка впитывает все происходящее вокруг. Уже заметны ростки гражданской свободы учителя и демократизации школы. Меняются цели образования. Человек должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и выстраивать информацию в систему знаний. Молодому человеку нужно учиться мирно жить с непохожими на тебя соседями.
Нельзя забывать о детях с неустроенной судьбой. Сироты, инвалиды, беженцы, наркоманы, «дети войны», ребята за тюремной решеткой – они тоже наши родные. Боль, которую испытывают они, маленькие граждане, не должна оставлять равнодушными ни государство, ни общество. Разместить их в приют – не главное. Всегда помните о том, что их душевный вакуум не заполняется доброй и умной книгой, хорошим фильмом, спектаклем, сказкой или праздником. А как нарушают взрослые права самых обычных детей? Поэтому, думаю, учитель должен быть прежде всего «адвокатом детства», его защитником.
Наша работа зависит от того, какой результат желает получить от школы общество. Кто ему больше нужен: потребитель, знающий только правовые нормы, «стандартный» индивид, хорошо усвоивший ЗУНы, или созидательная, творческая личность, способная к саморазвитию и самоопределению. У нас, на селе, школа не только образовательный, но и духовный центр. Мы стремимся к тому, чтобы наша маленькая Шарнутовская школа всегда была в центре всех добрых начинаний: забота о ветеранах войны и труда, трудовые десанты по благоустройству села, концерты, спортивные соревнования – всего не перечесть. Но именно так начинает формироваться гражданское самосознание. Ведь гражданственность воспитывается не столько словом, сколько делом. Дети научатся любить свой край, ценить и беречь школу только тогда, когда сами посадят парк, покрасят парту, разведут цветы, подклеят учебные пособия, заработают деньги на экскурсию. Никому не дано знать, сколько талантов осталось нераскрытыми, сколько потенциала не реализовано потому, что рядом с ребенком не оказалось учителя, друга, который смог бы подсказать и направить. Прав В.В. Караковский, который сказал: «Школа – особый мир, где смеются и плачут, радуются и огорчаются, где разбивают носы и коленки, сочиняют стихи и песни. И в центре всего этого – трагический и прекрасный образ учителя. Почему трагический? Потому что все человеческие неудачи – это его неудачи. Все трагедии, происходящие в мире людей, – это его трагедии.
И в то же время учитель прекрасен, потому что все лучшие деяния на Земле идут от него. Он прекрасен, потому что всегда погружен в мир детства».
Клара ДОРДЖИЕВА, учитель права Шарнутовской СШ, учитель года Калмыкии-2005
Комментарии