search
main
0

Адрес помощи

Труднее всего бороться с неосознанными проблемами

В 2021 году Карельский институт развития образования отметил 83‑й день рождения. Ректор института Ольга ДЬЯЧКОВА поделилась с «Учительской газетой» собственным видением того, какой может быть образовательная траектория педагога и почему так важно говорить об индивидуальном подходе в обучении не только детей, но и учителей.

– Ольга Юрьевна, с чего начиналась история института?

– 15 сентября 1938 года постановлением Совета народных комиссаров Карельской АССР был создан Карельский институт усовершенствования учителей (ныне Карельский институт развития образования). В первые годы особое внимание уделялось методической подготовке учителей. История становления института тесно связана с историей системы образования региона. С тех самых пор институт неоднократно менял название. Миссия оставалась единой – помогать учителю в работе, но менялись время, название института, который в 2014 году получил новое наименование и стал Карельским институтом развития образования. Сейчас мы помогаем не только учителям и руководителям образовательных организаций. Теперь мы работаем и с родителями по вопросам обучения и воспитания.

– Почему образование в России постоянно реформируют и почему, несмотря на это, институт остался и работает?

– Процессы реформирования образования идут не только в Карелии, но и в других регионах, да и во всем мире. Меняются мир и запросы к системе образования. У нас процессы реформирования осуществляются через различные программы и проекты федерального уровня. Необходима структура, которая осуществляла бы реализацию государственной политики в сфере образования. Институт является правой рукой и партнером нашего учредителя – Минобразования и спорта Карелии – в вопросах реализации государственной политики. Мы всегда были на переднем фланге внедрения программ, федеральных госстандартов разных поколений, которые пришли в Россию в 1998 году.

– С чем связано внедрение нового стандарта?

– Каждый стандарт имеет свою идеологическую концепцию, содержание. Для их реализации необходимо обучить кадры. Сейчас, например, мы готовимся к апробации, а со следующего года к внедрению обновленных стандартов. Это потребует от нас колоссальных усилий для подготовки педагогов. Такой опыт у нас имеется, поскольку апробацией и внедрением единого госэкзамена изначально занимался наш институт, позднее для сопровождения государственной аттестации была создана отдельная структура – Центр оценки качества образования.

– Ольга Юрьевна, а почему в последний год в образовании все серьезнее начали говорить о важности воспитания?

– Действительно, сейчас стратегической целью является воспитание личности. Это важно, поскольку, даже если мы попадем в десятку сильнейших стран по образованию, есть риск вырастить поколение тех, у кого есть знания, но кто Родину не любит. Такие люди будут иметь иные ценности, что толку тогда от их интеллекта? Уедут в другие страны, а мы останемся ни с чем. С моей точки зрения, воспитание – это то, чем мы должны заняться вместе с семьей. Сегодня дети растут в сложном мире, прессинг идет со всех сторон. И как ни странно, в первую очередь от заботливых и требовательных родителей, чтобы они выполняли все домашние задания. Мы находимся в открытом информационном пространстве, под пристальным вниманием друг друга в Интернете. Поддержка вдумчивого педагога – наша задача. Считаю, что контекст любого школьного предмета позволяет и воспитывать. Там бесконечное количество возможностей.

– Ваш институт был оператором во многих проектах…

– Да, мы, например, реализовывали такой проект, как информатизация системы образования, который пилотировали всего семь субъектов. Карелия была в их числе, а оператором стал КИРО. Мы создавали кадры для работы с новыми ресурсами. Напомню, это период 2005‑2008 гг., когда массово готовили учителей и руководителей к работе с компьютерами и Интернетом. Тогда мы научились процессу апробации, которая становится все более востребованной. А теперь в рамках нацпроектов мы уже второй год закупаем технику для школ, расположенных в сельской местности, для «Точек роста». К нам пришли квадрокоптеры, шлемы с виртуальной реальностью, а в этом году – настоящее цифровое оборудование для развития естественно-научной грамотности. Наша задача сегодня – подготовить учителя к правильному использованию всего этого арсенала на уроке.

– Что вы имеете в виду?

– К сожалению, истинной самостоятельности дети на уроках получают не так много. Дистант, который со всеми нами случился, показал, что одним из самых больших проявленных дефицитов детей стало неумение учиться без постоянного принуждения и контроля со стороны. Все время мы детьми управляем и руководим, это у подростков вызывает сопротивление, снижение мотивации… Об этом нужно задуматься. Важно научиться использовать новое оборудование в учебной и внеучебной деятельности, в допобразовании.

– Знаю, в КИРО открылся Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Почему в институте появилось новое структурное подразделение?

– Нередко программы института критикуют за массовость. У нас обучаются учителя – молодые и опытные, городские и сельские, из школ и гимназий, а программа у нас единая. Мы не откажемся от программ повышения квалификации, которые актуализируют знания, но задача центра – создать адресные программы повышения квалификации. Это сложная задача.

– Как будет строиться эта программа?

– Для начала мы определим дефициты и потребности педагога. Помогут в этом собеседование, тестирование, возможно, учитель и сам обратится к нам. Нередки ситуации, когда педагоги получают классы, в которых обучаются дети с особыми возможностями здоровья, они не знают, что делать. Но нас гораздо больше интересует ситуация, когда у учителя есть дефицит, но он его пока не осознает и не имеет представления, что ему в этом могут помочь. Решили мы, например, сделать ремонт. Купили похожие по цвету обои, чтобы подновить комнату. А если придет дизайнер, он даст профессиональный совет, как в целом изменить среду. Возможно, не потребуется каких-то больших вложений, но пространство заиграет по-новому. Так и в школе. Наш специалист сможет дать учителю контакты коллеги, который работает в похожем контексте, но качественно по-другому. Мы создаем таким образом своеобразный адрес помощи.

– Что нужно учитывать при проведении этой кропотливой работы?

– Самая важная проблема – мотивация. Процесс слушания для профессионального сообщества очень сложен. Первая и основная задача – проведение диагностики. Уже разработан инструментарий для проведения диагностики метакомпетентностей. Ждем от федерального центра единых измерительных материалов, благодаря которым учитель сможет определить, в чем он нуждается. Важны желание учителя прийти к нам, понимание руководителя. Мы будем вести эту работу в профессиональной среде. Российские учителя очень боятся процедуры оценивания. Наши дети проходят бесконечные тестирования и диагностики. Есть очень активные учителя, как правило, молодые, они легко это делают. Но с возрастом появляется тревожность: а смогу ли я, а пройду ли я?..

– Что будет происходить в центре после диагностики?

– Разработка индивидуального образовательного маршрута. Для каждого он будет свой. Одному будет достаточно только курсов. Другому понадобится пролонгированный маршрут с включением формального и неформального повышения квалификации. Это может быть участие в конференции, написание статьи или что-либо еще, все зависит от педагога.

– Зачем это нужно?

– Первое, что приходит на ум, – для повышения качества образовательных результатов школьников. Но это происходит не сразу, не в миг. Учитель проходит аттестацию на квалификационную категорию. Кстати, Карелия участвует в апробации новых должностей «учитель-наставник» и «учитель-методист». Если апробация пройдет успешно, появятся новые должности. Тогда педагогу, чтобы соответствовать такой должности, нужно будет пройти диагностику, показать портфолио. Учитель должен научиться выстраивать собственный образовательный маршрут, чтобы помочь потом в этом своим ученикам.

Александра СЕВЕРНАЯ, Республика Карелия, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте