Наивно было бы рассказывать в «Директорском клубе» о той роли, которую играет в любой школе рядовой учитель. И нет нужды доказывать, что главное содержание нашей работы не добывание средств, оборудования, техники и прочих материальных ресурсов, хотя именно эти хлопоты порой отнимают много сил и времени. Главное – это работа с людьми. С учителями. С теми, кто вдыхает жизнь в стены учебных кабинетов, кто составляет силу и славу любой школы, от кого в конечном счете зависит результат образовательного процесса. По отношению к нему все мы обслуживающий персонал. Самые лучезарные мечты и планы руководителей могут остаться только мечтами, если учитель не примет их душой и сердцем, не станет нашим единомышленником. Идеология школы радости и культа знаний, педагогика успеха – это больше, чем профессиональный принцип. Это жизненная позиция. Мы часто повторяем, что успешного воспитает успешный, увлеченного – увлеченный, счастливого – счастливый. А если в класс приходит подавленный неудачами, несчастный человек?
К сожалению, найти успешных и счастливых, образованных и интеллигентных, красивых и элегантных учителей столько, сколько их нужно массовой школе, невозможно даже в таком большом городе, как Санкт-Петербург. Приходится постоянно думать, какие условия нужно создать, как организовать нашу школьную жизнь, чтобы каждый, даже не очень уверенный в себе педагог, условно говоря, мог расправить крылья, работать с удовольствием, радостно, развиваться и профессионально расти. Понятно, что это удобные кабинеты, расписание, максимально учитывающее просьбы учителя, хорошая столовая, отдых. Особое внимание к микроклимату в коллективе, к отношениям между людьми, предотвращение конфликтов, смягчение обид. Коллеги знают, сколько усилий требует создание такой обстановки. И все-таки для творческого взлета, для вдохновения этого мало.
Лучший способ – вовлечение в педагогическую команду, которая формируется в ярких общественно-педагогических делах. Таких, как фестиваль открытых уроков, смотр кабинетов, выезд, устный журнал, концерт, составленный из выступлений коллег, наконец. Важно каждому предоставить своеобразный подиум, позволяющий показать себя, чем-то блеснуть. Заразить его нашей общей идеей. Не рассказывать о ней, а дать почувствовать вкус успеха, пусть пока еще только грядущего. Дорога к нему в конечном счете всегда лежит через совершенствование педагогического мастерства.Чаще всего первым и профессиональным, и дружеским сообществом становится в нашей гимназии методическое объединение. Именно здесь начинается непрерывное педагогическое образование и внутришкольное повышение квалификации, складываются очень важные для нас дружеские связи. Это не значит, что мы пренебрегаем курсами, которые предлагает по своему графику город. Просто этого мало. Собственная система повышения квалификации, которую мы разработали, позволяет получать максимальную отдачу, немедленный эффект. Многолетние поиски в этом направлении привели к созданию общешкольной программы «Профессионал», получившей несколько высоких наград на престижных конкурсах. Ее легко найти на нашем сайте.
Комментарии