search
main
0

Адаптация прошла безболезненно

Три года назад наша школа активно включилась в изучение, а затем и в апробацию условий введения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения. Возможность апробации условий введения ФГОС второго поколения на базе школы была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом совете, педагогическом совете. Мы провели анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе внеурочной деятельности учащихся. В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Документация школьного уровней также подготовлена в полном объеме.

Программа перехода на ФГОС второго поколения содержит перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования. В ней содержится конкретный план работы по проведению эксперимента по введению государственных образовательных стандартов второго поколения в 2010-2011 учебном году. В соответствии с приказом по школе «Об организации апробации материалов федеральных государственных стандартов общего образования в 2010-2011 учебном году» были распределены функциональные обязанности между членами администрации школы и педагогами, участвующими в эксперименте, поставлена задача создания необходимых санитарно-гигиенических и материально-технических условий для апробации ФГОС второго поколения по следующим направлениям:

• отработка алгоритма внедрения основных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения;

• формирование механизма использования в работе с детьми с разным уровнем развития познавательных способностей возможностей современных развивающих технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека:

– информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

– коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

– самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

– самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Опыт первого года апробации условий введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. По сравнению с выпускниками детского сада прошлых лет наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Во главу угла мы поставили задачу укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Уроки идут по 35 минут, есть динамический час. На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведется работа по профилактике переутомления учащихся. Не только педагоги, ведущие уроки и внеурочные занятия, но и медработник школы осуществляют контроль и корректирование функционального состояния ребенка. Помимо учебного кабинета мы активно используем спортзал, компьютерный класс. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Во время прогулок дети собирают природный материал для поделок. Учителя О.Митрофанова, Л.Гамова, Н.Скворцова разучивают с ними стихи, соответствующие текущему времени года, погодным условиям, разгадывают загадки, проводят фенологические наблюдения. Дети оживленно общаются с педагогами и друг с другом – в классе сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже стало одним из условий формирования здоро-вьесберегающей образовательной среды.

Обучение 1-го класса ведется на основе УМК «Школа России». Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно-исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретацию ее, представление своих проектов. В результате у первоклассников активно развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. В результате они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и рассуждают, делают выводы, обосновывают свое мнение.

Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продленному режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение года были проведены родительские собраний, где обсуждали успехи и проблемы детей, представляли результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников.

Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создает финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-иссле-довательской работы с учащимися.

Опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что в целом концептуальные идеи и прописанные в апробируемых материалах пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте