Начинается новый учебный год. И каждый педагог понимает, что для ребенка сентябрь – это не только месяц праздников и встреч с друзьями, но и большой стресс и, как следствие, возможные трудности адаптации.В создании условий для благоприятной адаптации детей к процессу обучения большой вклад могут внести специалисты школьной службы психолого-педагогического сопровождения.Давайте грамотно подойдем к планированию адаптационного периода.
Проектируем и реализуем психолого-педагогические условия успешной адаптацииМодель открытого образовательного учреждения, где реализуются принципы сотрудничества, как нельзя лучше способствует мягкой и эффективной адаптации. Поэтому каждому специалисту службы важно:- устанавливать доброжелательный контакт, создавать доверительные отношения с родителями и педагогами. Тогда родители со своими проблемами, сомнениями и вопросами пойдут в школу, к психологу, и своими наблюдениями о состоянии ребенка честно поделятся;- повышать психологическую компетентность педагогов и родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;- способствовать тому, чтобы педагоги и родители приняли на себя ответственность за то, что происходит с ребенком в школе.Основной формой поддержки ребенка в адаптационный период становятся различные развивающие игры социальной и мотивационной направленности. И здесь специалистам службы важно оказать методическую помощь воспитателям и классным руководителям.Таким образом, в план деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения должны быть включены:- развивающие психологические занятия с детьми;- размещение информации и просветительских материалов на сайте образовательной организации, на информационных стендах;- тренинги, семинары, клубы, work-shop для педагогов и родителей, посвященные теме адаптации к процессу обучения.Наблюдаем особенности адаптацииДети перешли в следующий класс, повзрослели, изменились требования к ним со стороны педагогов и родителей, но в достаточной ли степени наши ожидания соответствуют возможностям детей? В достаточной ли степени сформированы предпосылки к более сложной деятельности у каждого конкретного ребенка?В процессе анализа данных диагностики, наблюдения, совместных обсуждений на заседаниях психолого-педагогического консилиума у специалистов появляется возможность увидеть те особенности, которые затрудняют процесс адаптации, и выделить детей группы риска. Это неизбежно приведет к корректировке содержания методической поддержки педагогов: от общих вопросов «что делать?» к конкретизации «чем помочь Коле?», поможет определить содержание взаимодействия с родителями.Для определения и реализации индивидуальных маршрутов обучения и психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе адаптационного периода специалистам службы необходимо организовать:- групповую и/или индивидуальную диагностику адаптации детей к новым условиям, в том числе и с помощью наблюдения, которое может проводить воспитатель, классный руководитель, родители;- методическое сопровождение воспитателей и классных руководителей с конкретными рекомендациями, как помочь детям, испытывающим трудности;- консультирование родителей;- плановые заседания психолого-педагогического консилиума.Помогаем тем, кому трудноКак правило, в школьном коллективе появляются дети, требующие особой поддержки в период адаптации. В этом случае основное внимание сосредотачивается на коррекционно-развивающей работе. Этот процесс также организуют специалисты службы. Но необходимо помнить, что коррекционный процесс не может идти отдельно от образовательного. Очень важно объединить педагогов и специалистов в проектных мастерских, рабочих группах, сформировать единое мнение и подходы к реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, помочь им преодолеть психологические трудности, сопротивление, непонимание.Коррекционно-развивающий процесс, как правило, осуществляется на основе рабочих программ специалистов. Эти программы должны быть рассмотрены на заседании методического объединения педагогов и рекомендованы к реализации. И не забываем, что программа обязательно должна содержать:- четко сформулированную цель коррекционно-развивающей работы; круг решаемых задач;- стратегию и тактику проведения коррекционно-развивающей работы;- описание формы работы (групповая, индивидуальная или смешанная);- методику и техники работы;- критерии эффективности коррекционно-развивающих занятий.Итак, при грамотной работе педагогического коллектива, направленной на благополучное преодоление адаптационного периода, при поддержке родителей ребенок надолго сохраняет физическое и эмоциональное благополучие и с удовольствием ходит в школу или детский сад!Ольга ЕГУПОВА, эксперт Ассоциации инклюзивных школ;Татьяна ДМИТРИЕВА, методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
Комментарии