В грузинских школах с 90-х годов история России изучается в курсе всемирной средневековой, новой и новейшей истории, а также в курсе «История цивилизаций» (11-й кл.).
В 1917 г. обретает долгожданную независимость, грузинская церковь – автокефалию. Но ненадолго. В России к власти приходят большевики, которые в начале 20-х снова «насильно» присоединяют Грузию к России. В годы сталинского террора народ терпит «страшные бедствия». Но через 70 лет республика снова добивается независимости. Теперь свободна, но резко снизился уровень жизни… По этой схеме описана история советского периода целого ряда бывших союзных республик.
Продолжение. Начало в «УГ» №38 от 20 сентября 2005 г.
Грузия
История знакомит нас с деяниями и жизнью царей, правителей; вельмож и других, вплоть до малых людей, с обстоятельствами их жизни, удаляет от нас зло и соединяет нас с добром.
Вахушти БАГРАТИОНИ
Картина взаимоотношений России и Грузии вплоть до их соединения в начале XIX в. кажется почти идиллической. Сказано и о первом «знакомстве» грузин и русских в 1001 г., когда славяне-наемники участвовали в походе на Грузию византийского императора Василия I; и о том, как царь Иван Грозный прислал стражников грузинскому царю Левану для защиты от Османов; и о друге отрочества Петра I Александре Багратиони, который командовал русской артиллерией в битве при Нарве. В приложении к учебнику «Грузины в России» сообщается, как грузинский царь прислал ко двору Алексея Михайловича своего внука Ираклия Батонишвили, и тот стал главой грузинского поселения в Москве. В XVII в. грузинская диаспора развернула бурную творческую деятельность в столице: была создана типография, построены храмы, написаны книги и выполнены переводы. Названия московских улиц Большая и Малая Грузинская хранят память об этом времени.
Идиллия резко обрывается на разделе «Аннексия Грузии Россией». Если учащиеся заглянут в словарь, они узнают, что «аннексия» – это насильственное присоединение одной страны к другой. Это выглядит тем более странно, что до этого несколько раз описывалось, как в разное время грузинские цари обращались к России с просьбой взять ее под свою защиту, и вдруг… «в Петербурге разрабатывается план аннексии Грузии. Сразу же после смерти царя Георгия XII, 18 января 1801 г., был опубликован манифест Павла I, согласно которому Картли-Кахетия объявлялась российской губернией. В Россию была отослана царская корона и жезл Георгия XII. Правителем Грузии был назначен генерал Лазарев, в Грузию вошли дополнительные части Российской армии». Военное вторжение России распространилось на всю территорию современной Грузии, состоявшую из разрозненных княжеств, находившихся под угрозой захвата то Ираном, то турками. С 1803 по 1864 г. Россия «колонизовала» Мегрелию, Имеретию, Гурийское княжество, Сванетское княжество, Абхазское княжество», что обернулось для Грузии «потерей государственности». Среди последствий колонизаторской политики царизма, помимо русификации, указывается на ассимиляцию – уменьшение удельной доли грузин в составе населения Грузии «с 79,4 до 69,4%», т.е. на 10% с 1801 по 1887 г. При увеличении доли русских, осетин, армян. При этом сразу хочется узнать: на сколько процентов уменьшилась удельная доля североамериканских индейцев за сто лет европейской колонизации Нового Света?
В 1917 г. Грузия обретает долгожданную независимость, грузинская церковь – автокефалию. Но ненадолго. В России к власти приходят большевики, которые в начале 20-х снова «насильно» присоединяют Грузию к России. В годы сталинского террора народ терпит «страшные бедствия». Но через 70 лет республика снова добивается независимости. Теперь Грузия свободна, но резко снизился уровень жизни… По этой схеме описана история советского периода целого ряда бывших союзных республик.
Узбекистан
В узбекских учебниках по истории прямо говорится о «русских шпионах», о том, как русские обворовывали местных жителей, убивали женщин и детей; в то время как отряды басмачей называются «борцами за независимость». По поводу подобных искажений истории даже была созвана специальная конференция, где сами узбекские учителя и ученые выступали против подобной интерпретации национальной истории. Однако детей продолжают учить по этому учебнику.
Зато настоящим гонениям подвергаются все книги, выпущенные в Москве издательством «Просвещение». ИА «Фергана.RU» сообщает об инспекциях в узбекских школах, проводимых с целью найти и уничтожить российские учебники. Негласный запрет на использование учебников, изданных в Москве, существует и в Украине.
Литва
Те слепые насилия, что совершались прежде над Литвой и литовским языком, который с 1864 года до 1904-го был просто запрещен и тем самым как бы осужден на гибель, нужно помнить как историческую ошибку и можно исправить дружеским изучением богатого литовского языка. Россия с Литвой в ближайшем будущем, при условии полного взаимоуважения и взаимопонимания, могут осуществить много прекрасного, душевно и художественно и государственно-созидательного и благого.
Константин БАЛЬМОНТ
Советский период (с 1917 по 1991 г.) – это единственное, что осталось от русской истории в литовских учебниках, которые с 2001 г. на русском языке не издаются. В учебниках по новейшей истории остались следующие разделы: «Приход к власти большевиков в России»; «Сталинская диктатура»; «Внешняя политика СССР в начале Второй мировой войны»; «Советский Союз оккупирует Литву»; «СССР в 1945 – 1953»; «СССР в годы оттепели и застоя»; «Перестройка в СССР».
Советская внешняя политика в 1939 – 1940 гг. однозначно характеризуется как «оккупационная» не только по отношению к балтийским странам, но и Бессарабии, и Западной Украине.
Великая Отечественная война названа, как принято на Западе, «Второй мировой». Впрочем, такое название уже укоренилось в учебниках не только прибалтийских республик: иначе сложно было бы объяснить раскол национально-освободительного движения, когда часть народа воевала на стороне русских, а часть – на стороне немцев. В литовском учебнике есть беспрецедентная фраза: «Литовцы войну встретили с радостью, ибо она спасла от советского террора». Сказано и о советских партизанах, которые мародерствовали, убивали литовцев, работавших в немецких учреждениях или институциях самоуправления (деревенские старосты и др.).
Если подобные высказывания с натяжкой можно назвать спорными, то есть учебники, где антироссийская направленность доходит до абсурда.
(При подготовке статьи использовались материалы интернет-сайтов historia.ru и др.)
Комментарии