search
main
0

Абсолютный оптимист. Юбилейный учитель года России – улыбчивый, обаятельный профессионал

Конкурс «Учитель года России-2014» только что отшумел. И еще не сложились в правильные фразы его итоги, еще впереди аналитика. Но уже время рассказать о той, которую можно назвать «квинтэссенцией» состязания 2014 года, об абсолютной победительнице – биологе из Татарстана Алле Головенькиной.

Для меня ее победа была радостью личной, потому что незаметно, еще с установочного семинара, проходя через перипетии заочного тура, успели подружиться. Услышав имя в Кремле, сначала воскликнула: «Как неожиданно!», но почти сразу поняла – да нет, закономерно. Уже замечено неоднократно, что абсолютные зачастую  не от мира сего люди, уникумы. Учитель музыки Артур Заруба – блестящий композитор, филолог Олег Парамонов – серьезный, настоящий поэт, преподаватель литературы Андрей Успенский – лингвист, философ, человек-оркестр… Перечислять можно долго, это только наугад взятые примеры. Обаятельная, изящная блондинка с неизменной улыбкой – в их ряду. Случайно? Совсем нет. Ее уникальность  в том, что она абсолютный победитель «от мира сего». В ней, как в зеркале, могут смело отразиться тысячи российских учителей. Победил учитель, который каждый день входит в класс, творит  и этим прекрасен, этим гениален. По-моему, сей важный конкурсный факт надо отметить в анналах 25-летней истории.При всем этом Алла Николаевна Головенькина – личность штучная, просто очень скромная, очень воспитанная. Ее ценность можно было увидеть во всей красе разве что на конкурсе «Учитель года России» этого года благодаря наличию разнообразных испытаний. В состязании грани ее личности проявлялись постепенно – на заочном методическом семинаре, у доски очного открытого урока, в баталиях педсовета на сцене Московского государственного областного университета, во время мастер-класса… Так и в жизни победительницы. Вырастала Алла Головенькина в Учителя постепенно, впитывая и радостно принимая все то, что несла ей судьба.Детство, юность – это город Пермь. После школы поступила в Пермский государственный педагогический университет, вышла с дипломом учителя биологии. Почему этот предмет? Альтернативы не было, с детства понимала, что самая интересная наука – биология. Цветы, букашки, садящиеся на детские качели, – все это увлекало гораздо больше мультиков. Безумно хотелось знать, как устроен мир и почему букашка не похожа на цветок. Стала читать энциклопедии, сушить гербарии. В школе любимые предметы, само собой, – окружающий мир, природоведение… Однажды, правда, на любимой биологии чуть прокол не случился. «Учитель попросила рассказать о внутреннем оплодотворении птицы. О периоде размножения, роста и развития начиная со спаривания, откладывания яиц. И я постеснялась сказать слово «яйцеклетка», попросила: «Можно, я на эту тему говорить не буду?» Учитель разрешила, но была очень удивлена, почему я не стала отвечать… А сейчас дети ничего не стесняются, и уже в 6-м классе мы спокойно говорим об оплодотворении, о клетках, которые дают начало новой жизни…»Еще в студенческие годы Алла вышла замуж. Валерий Головенькин тоже учился в Перми, в военно-авиационном училище, но он был приезжим, из Казани. Только выпустился – распределили в Узбекистан, уехал туда не один, а с молодой женой. Алле Николаевне пришлось доучиваться заочно. Но это ее не испугало, как не смутили и новый экзотический регион, непривычный климат. В Узбекистане, в городке Карши, прожили недолго – года полтора. Запомнились жара, розы, которые растут прямо на улице и их никто не срывает, многодетные соседи и то, что продавцы в магазинах были почему-то исключительно мужчины… В Средней Азии не задержались, потому что развалился Союз и надо было возвращаться в Россию – уже независимое государство. Мама мужа как раз переехала из Казани в Нурлат, где жили и живут многочисленные родственники, ну и сын с невесткой поехали туда же. Валерий перевелся на гражданскую специальность, сейчас работает в нефтяной компании инженером по автоматизации. Буквально сразу родился сын Андрей, сейчас уже совсем взрослый, 21 год, студент химико-технологического института, факультет автоматизации электронного приборостроения…Жизненный опыт – это тоже университет, иногда поважнее настоящего вуза. Но Алле хотелось в школу, работать. Как назло, в Нурлате поначалу не было ни одной свободной вакансии по специальности. Пошла туда, где были нужны рабочие руки, – в коррекционную школу VIII типа. Детишки с тяжелым диагнозом олигофрения – добрые, отзывчивые, трудолюбивые, из дерева такую красоту вырезают, так вышивают – любо-дорого посмотреть… Но когда Алла Николаевна пыталась  с ними делать домашнее задание как их воспитатель, у ребят ничего не получалось. У Головенькиной опускались руки. Через год перешла в 1-ю школу Нурлата, наконец, как учитель биологии. И сразу расцвела. Расцвет продолжается уже 13 лет, и все эти годы Алла верна школе, в которой ощутила счастье быть учителем.Мы разговариваем с ней об уроках, учениках, и моя собеседница все время улыбается,  вспоминает смешные истории. Радостью наполнен каждый ее школьный день. Особая статья – внеклассная работа. «Мы второй год занимаемся с детьми экологическим волонтерским движением, – рассказывает Алла Николаевна. И тут же улыбается: – Нет, мы не восстанавливаем реликтовые леса. Просто пытаемся поддержать чистоту внутри города. Ведь как чаще всего бывает? Дети легко расскажут, что такое озоновая дыра, почему опасны кислотные дожди, а о проблемах города ничего не знают. Но если ребят натолкнуть на мысль, что они своими руками могут сделать много полезного, они поверят и сами скажут: «Кто, если не я?» И вот уже есть команда, и она готова работать».А начали учитель с учениками с того, что превратили территорию школы в цветущий сад. Весной, осенью, летом она просто утопает в цветах. Причем Головенькина превратила озеленение в увлекательное исследование. Дети брали пробы почвы, решали, какие растения лучше сажать – однолетники или двулетники, создавали самые фантастические проекты клумб. А обсуждали все нововведения в Сети, что логично. Ведь современным детям в Интернете комфортно. Социальные сети, чаты, почта – самое быстрое средство оповещения ребятни. Любая оперативная экологическая акция Алле Николаевне и ее ученикам по плечу: весной призывают беречь березы, из которых добывают сок, летом отстаивают местную речку Кондурчу, на берегах которой не всегда культурно отдыхают горожане. Новая задача – сделать цветник в городском парке и на центральной площади. Для Аллы Головенькиной такая деятельность не разовая, а самая что ни на есть постоянная, ведь наконец сбылась ее детская мечта! Поняв, как устроен мир, она научилась его защищать и научила других.Алла Николаевна – совершенно позитивный человек. В отличие от многих учителей она вовсе не унывает, что дети погружены в Интернет, не отрываются от компьютера и не мыслят день без общения ВКонтакте. «Я для себя решила – если дети в Интернете, я тоже должна быть там. Дети завтракают в компании телефонов. Если они друг друга не лайкнут в Инстаграме, значит, жизнь прошла зря. Каким-то образом надо эти моменты ловить и детей направлять на деятельность, которая связана и с учебой, и с компьютером. Чтобы они в конечном итоге все-таки оторвались от кнопочек…» А ведь информатизация чуть было не стала настоящей проблемой в жизни Аллы. Пять лет назад Головенькины решились на второго ребенка. Родилась дочка Верочка – чудо из чудес, любимица семьи и особенно старшего брата, который стал просто-таки профессиональной нянькой. Пробыв в декрете два с половиной года и вернувшись в школу, Алла Николаевна поняла, что упустила пик информатизации образования. Но не пала духом, а быстро сориентировалась. Начала осваивать проекты, связанные с информационными технологиями, которых немало в Республике Татарстан. Разобралась с электронным журналом и дневником на республиканском портале для работников образования, школьников и родителей. «Интернет стал частью моей жизни. Конечно, дети знают в этой сфере больше, чем я. Они меня учат, подсказывают, подкидывают ссылки на биологические сайты – тут интересное задание, там кроссворд». Какое-то время не решалась публиковаться в Сети, боялась показаться неоригинальной, некомпетентной, но преодолела и это. Затем создала страничку на крупном образовательном портале. Ну а сегодня благодаря конкурсу «Учитель года», одно из заочных испытаний которого называется «Интернет-ресурс», у Аллы Головенькиной есть собственный сайт golovenkina.info. Свое интернет-представительство биологу нужно, не только для того чтобы делиться опытом. Пожалуй, для нее важнее обратная связь. Мечтает обмениваться с коллегами идеями и осуществлять самые интересные.Теперь, после участия – и столь успешного! – в конкурсе «Учитель года России», желание общаться и затевать проекты с педагогами из разных регионов легкоосуществимо. Кстати, уже во время праздничного банкета после объявления имени абсолютного победителя в Государственном Кремлевском дворце, выслушав поздравления и отсмеявшись, Алла Головенькина первым делом спросила: «А что дальше? Какова моя следующая задача?» Это меня поразило. Оптимистка, хохотушка и при этом суперответственный педагог – как это сочетается в одном человеке? Впрочем, если разобраться, в учителе и должны соединяться эти качества, ведь он с детьми работает, не с машинами, не имеет права быть скучным ментором, но всегда помнит, как многое от него зависит… Попадание на конкурс для Аллы Головенькиной было отнюдь не случайным. За годы работы в школе не раз оказывалась в группе поддержки коллег – представляла, как выглядит это состязание. Когда предложили участвовать, стало любопытно: «Смогу ли и я?» Осознала, что при всей своей скромности хочется поделиться с коллегами накопленным опытом, есть чем делиться! И очень хочется услышать независимую оценку… Республиканский конкурс был непростым. В этом году после районного этапа обладателей трех первых мест – учителей, воспитателей, классных руководителей, библиотекарей – ожидал зональный тур. Случилось так, что перед зональным состязанием заболели дочь и муж, и Алла хотела просто все бросить. Но муж не дал, настоял, чтобы поехала. До финала из 75 педагогов дошли только 15, и Алла Головенькина в их числе. Сказала мужу: «Ну вот съезжу в Казань, покажу урок – и все,  домой, потерпи немножко». Конечно, проигрывать не хотелось, но учителем года Республики Татарстан ну никак себя не видела. «Когда в Казани объявили, что я победитель, это был просто шок. Финалисты были сильные, интеллектуально развитые и методически подкованные, очень грамотные. Видно было, что они, как и я, больны школой». Все лето я переписывалась с участниками всероссийского финала. Изредка писала и Алла. Она не жаловалась на то, что лето ушло на подготовку заочных материалов – сайта, методического портфолио, эссе «Я – учитель», наоборот, все время повторяла, как много открытий сделала. Было радостно слышать, что в их числе  и наша «Учительская газета». Алла Николаевна не только подписалась на бумажную версию (и подумывает о сетевой), но и постоянно рассказывает коллегам о самых интересных статьях. Тогда же, летом, Головенькина мне и статью свою прислала, робко попросила сказать о ней свое мнение. Статья интересная – обещаю увлекательное чтение на страницах «Методической кухни». Да и не может быть скучно то, что пишет профессионал и оптимист в одном лице. Наш абсолютный оптимист 2014 года!Методические материалы Аллы Головенькиной читайте на сайте «Учительской газеты» http://ug.ru/method_article/846, http://ug.ru/method_article/845

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте