В последнее время все большую популярность приобретает так называемое STEAM-образование. Напомним, что эта аббревиатура расшифровывается следующим образом: S – science, T – technology, E – engineering, A – art и M – mathematics. Иными словами, это подход, при котором естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество и математика сочетаются гармоничным образом. Почему именно они? Потому что, как свидетельствуют различные источники, данные дисциплины становятся самыми востребованными в современном мире, а STEAM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подходов, на объединении всех пяти дисциплин в единую схему обучения. Это помогает воплотить в жизнь практико-ориентированный подход и создать ту среду обучения, в которой ученики начинают понимать, как можно применить научные методы на практике. А самое главное – на таких занятиях дети овладевают современными компетенциями без какого-либо принуждения со стороны взрослых, с увлечением программируя, конструируя и используя специальное технологическое оборудование.
Недавно аналитической компанией Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education среди учителей, школьников и их родителей целого ряда стран было проведено глобальное исследование «Уверенность в процессе обучения» (Confidence in Learning Poll). Опрос также был посвящен роли и важности практико-ориентированного подхода в STEAM-обучении, которое охватывает изучение физики, технологии, инженерии, информатики, математики и развитие творческого мышления.
Как оказалось, при освоении естественно-научных дисциплин детям сегодня не хватает уверенности в себе и собственных силах. А без этого довольно сложно формировать успешное будущее.
Согласно полученным данным 65% российских школьников в возрасте 11‑13 лет сомневаются в своих силах при изучении предметов STEAM и испытывают дискомфорт, когда сталкиваются с чем-то новым в школе. Практически 9 из 10 родителей в России хотят, чтобы их дети приобретали в школе более современные навыки, например, при изучении программирования. Судя по всему, взрослые трезво оценивают ситуацию и понимают, что их детям в будущем придется осваивать профессии, которых сегодня пока не существует, по крайней мере, так ответили 84% родителей. А 73% выразили мнение, что школы не обладают необходимыми ресурсами, чтобы надлежащим образом подготовить их детей к будущему.
О причинах возникновения стресса у подростков написано немало умной литературы, однако исследование показало: больше всего российские школьники переживают из-за успеваемости, о чем заявили 79% респондентов. На втором месте, кстати, Китай (64%), на третьем – Германия (61%). А ведь чувство тревоги и неуверенности очень сильно мешает детям и подросткам в учебе, и именно это, по мнению целого ряда ученых, приводит в дальнейшем к появлению большого количества неуспешных взрослых. Данную проблему прекрасно осознают 68% российских учителей, однако сделать ничего не могут. Или не знают, как ее решать.
При этом, однако, ученики, учителя и родители согласны в одном: ключевым фактором, вызывающим стресс, является оценка, поскольку она всегда предполагает сравнение результатов усилий одного ученика с успехами его одноклассников. И тут не обойтись без стандартного «если один лучше, то другой автоматически хуже». Это беспокоит 66% учеников из США, 55% из России и 39% из Германии. Ровно по той же причине повышенную обеспокоенность и волнение у школьников вызывают тесты и экзамены.
Что интересно, детям не нравится, именно когда их сравнивают (и есть опасность оказаться хуже других), но сами по себе неудачи ребят не расстраивают: 80% российских, 82% германских, 83% японских и 86% американских школьников абсолютно согласны с тем, что это является обязательной частью процесса обучения. Учителя также убеждены: неудачи способствуют формированию чувства уверенности, поэтому детям нужно набраться терпения и упорства в достижении поставленной цели, чтобы в будущем быть более успешными.
Нередко взрослые жалуются на то, что современные дети не испытывают влечения к учебе и предпочитают игры и развлечения. Но, как показало исследование, им нравится учиться, просто детям хочется иметь больше независимости и возможностей для творчества, а также совместить приятное с полезным, то есть применять в процессе обучения больше развлекательных элементов.
Кроме того, по мнению 37% школьников, учебный материал усваивается лучше во время совместных практических занятий со сверстниками. Ребята в два раза лучше запоминают новый материал, работая в группах, нежели при индивидуальной работе над проектом. Однако 74% учащихся отметили, что времени, отведенного на практические занятия, недостаточно для работы над собственными проектами или реализации творческих заданий совместно с одноклассниками. Для сравнения только 22% обучающихся говорят, что им нравится работать над проектами самостоятельно, а для 17% учеников усвоение нового материала лучше дается дома.
И все-таки 87% учеников подтвердили: используя практико-ориентированный подход при обучении, они помнят темы урока намного дольше. С этим согласны 91% российских учителей, которые верят: практико-ориентированное образование является наиболее эффективным способом формирования чувства уверенности у учеников. И учителя, и школьники считают, что самым эффективным методом усвоения новых знаний является практическая проектная работа в группах.
На Международной конференции STEAM forward, которая прошла в 2014 году в Иерусалиме, были высказаны следующие заявления:
привлечение детей к STEAM должно начинаться с самого раннего дошкольного возраста, а потому нужно внедрять программы в детские сады;
язык науки – английский. Если хочешь изучать науку и быть ученым, нужно знать этот язык;
нужны программы STEAM-образования для девочек. Благодаря своей аккуратности девочки в науке могут сделать то, что не под силу мальчикам;
science is fun! Наука должна быть праздником, она должна захватывать и быть интересна учащимся.
Юрий ГРУНИЧЕВ, руководитель направления «Робототехника» в центре дополнительного образования «Я Сам», Балашиха, Московская область:
– Я считаю, что STEAM-обучение в России будет интенсивно развиваться, но это возможно только при участии одержимых самой идеей STEAM-образования педагогов с активной жизненной позицией.
На Всемирном экономическом форуме были названы 10 главных навыков, которые понадобятся специалисту любой профессии к 2020 году: комплексное решение проблем, критическое мышление, креативность, управление людьми, взаимодействие с людьми, эмоциональный интеллект, принятие решений, клиенто-ориентированность, переговоры, гибкость мышления. Ко всему этому я бы добавил еще один – системное мышление. Этот навык крайне необходим человеку в XXI веке. В этом навыке, на мой взгляд, сосредоточено все – и люди, и техника, и взаимоотношения.
Чтобы ученики чувствовали себя в школе более уверенно, им необходимо постоянно иметь перед собой образ успешного взрослого. Ведь успех любого ученика зависит от того, насколько педагог сумеет заинтересовать его предметом, продемонстрировать ученику его же достижения по предмету и таким образом вселить уверенность в собственные силы. А сделать это может только педагог по призванию.
В нашем центре все сделано для того, чтобы решить эту проблему как в детском, так и в преподавательском коллективе. Ребята своими собственными достижениями с большой радостью демонстрируют уверенность в понимании предмета. Причем это касается не только победителей соревнований, но и обычных школьников, посещающих наши занятия.
– Термин STEAM появился сравнительно недавно. Но я с 2005 года, когда работал в школе, занимался примерно тем же самым, только не знал, как это называется. И вполне возможно, что так же поступают многие творческие педагоги. Пытливый учитель всегда старается показать детям связь своего предмета с другими науками и предметами, привлекая к этому все необходимые средства, включая искусство. Но это не совсем то же самое, что межпредметные связи, потому что STEAM-образование построено на проектной деятельности, когда дети, выполняя проект по физике, не просто затрагивают математику, биологию, инженерное дело и многое другое, а уделяют этому гораздо больше внимания. Вопрос, как всегда, в том, насколько рядовой учитель владеет другими предметами и способен грамотно расставить акценты. Кстати, не обязательно выносить STEAM за пределы урока, эту технологию можно успешно применять как на занятиях по предмету, так и на кружках, после уроков. Многое зависит от того, как в конкретной школе организовано обучение и какие учителя там работают. Например, в школах международного бакалавриата практически все обучение построено на проектной деятельности. Еще очень важно уметь грамотно использовать не только какую-нибудь одну, а сразу несколько технологий обучения, тогда они будут восприняты всеми совершенно нормально.
STEAM в России, как и многое другое, пришедшее к нам из других стран и культур, видоизменяется, приспосабливаясь под наш менталитет. И это хорошо, потому что не заставляет всех делать только то, что прописано в инструкции, адаптируется под российские реалии.
Что же касается успешности и уверенности в себе, то тут возникает вот какая интересная картина. С одной стороны, чем больше ученик или учитель знает, тем больше он понимает, что многого не знает. То есть любая деятельность в русле развивающего обучения обязательно воспитывает в людях критическое мышление, в том числе и по отношению к самому себе. С другой стороны, когда человек изучает что-то, видит связь одного с другим и третьим, он каждый раз совершает какое-то открытие, пусть и маленькое, но свое, и это всегда повышает уровень его самооценки, помогает ему почувствовать ту самую уверенность в себе и своих знаниях.
Комментарии