За последние три-четыре года произошли существенные сдвиги в решении вопросов информатизации системы российского образования, материальная база многих школ значительно улучшилась. Благодаря конкурсам Министерства образования и Национального фонда подготовки кадров разработано большое количество электронных учебных материалов, созданы реальные предпосылки для перехода массовой школы к использованию ИКТ в учебном процессе, к новому уровню образования. Однако целью этой деятельности должно быть не внедрение новейших ИКТ в систему образования, а овладение школьниками (независимо от места проживания или социального статуса их семей) качественными знаниями, соответствующими новым требованиям рынка труда и современной жизни.
О том, как разрабатываются электронные учебные материалы, кто выделяет деньги и оценивает их качество, мы поговорили с заведующим лабораторией Института проблем информатики РАН, председателем экспертного комитета 9-го тура конкурса НФПК Сергеем ХРИСТОЧЕВСКИМ.
– Разработка электронных изданий по линии государства идет двумя путями: в рамках программы РЕОИС, где на каждый год составляется свой план, какие пособия нужно заказывать для школ, и в рамках НФПК, – рассказывает Сергей Александрович. – В какой-то мере то, что разрабатывалось в рамках НФПК, можно определить как лабораторию-практикум. А по линии РЕОИС создавались самые разные продукты – от профессиональных изданий до мультимедийных библиотек, коллекций по предметам, с тем соображением, что учитель может сам выбрать из набора электронных материалов то, что ему необходимо для конкретных уроков, тем и тестовых заданий.
В том и другом случае деньги выделяет государство. Если программа РЕОИС финансируется напрямую через Министерство образования и науки РФ, то проект НФПК идет от лица Всемирного банка. Преимущество этого проекта в том, что он может длиться больше чем год, а финансирование программы РЕОИС ведется в основном в пределах одного года. К тому же по государственной программе деньги начинают поступать только летом, а в самых худших вариантах – даже в сентябре. Сдать же работу фирмам нужно в декабре. Поэтому качество подготовленных изданий не всегда может быть хорошим, ведь не каждая фирма, пусть даже выигравшая конкурс, может начинать работы, надеясь на будущее финансирование. Получается, что в рамках НФПК можно вести более систематическую работу.
Разработку электронных образовательных ресурсов заказывает группа экспертов, которые определяют спектр изданий, их направленность и готовят техническое задание. Экспертному комитету, который включает в себя ведущих специалистов в области разработки электронных изданий, специалистов в предметных областях и учителей-практиков, нередко приходится улучшать качество электронного продукта. Несмотря на то что цифровые издания разрабатываются уже не первый год, некоторые фирмы, имеющие достаточный опыт, по-прежнему думают, что информационные учебные ресурсы – это бумажные учебники, переведенные в электронную форму. Но это абсолютно разные вещи! Электронное издание должно обладать принципиально новыми качествами по сравнению с традиционным учебником.
– Какие содержательные и педагогические требования предъявляются к электронным изданиям?
– Прежде всего они должны ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать новое качество образования, высокую интерактивность и усиление учебной самостоятельности школьников. При этом разработчикам и экспертам нельзя забывать, что эти издания разрабатываются в соответствии с документами Правительства РФ и Министерства образования и науки. При создании электронных материалов, конечно же, необходимо учитывать возрастные психолого-педагогические особенности школьников, а также возможности индивидуализации и дифференциации обучения с выбором и сменой учеником преподавателя.
Комментарии