search
main
0

Абсолютная самостоятельность? Справочник для родителей, адресованный детям

Еще несколько лет назад не было НИ ОДНОГО хорошего справочника по материалу начальных классов. Сейчас их несколько. Например, неплохой “Справочник школьника”, АСТ-ПРЕСС, под общей редакцией О.Л.Соболевой. Большое количество графиков, “чистые” объяснения. Что я здесь подразумеваю под словом “чистые”? Дело в том, что написать такой справочник на самом деле очень трудно. И прежние варианты (не буду называть авторов) просто-таки пестрели неточностями и ошибками. Здесь же практически все исправлено.
Подумаем теперь о том, кому адресован справочник. Изначально и прежде всего он нужен родителям для занятий с детьми. Это аксиома. Фактически же авторы этой книги, видимо, довольно плохо представляют себе, как и кем она будет использована. Например, предисловие ееобращено только к детям. “Справочник – не просто книжка, не учебник и не словарь. Это совсем особенная книга, которая поможет тебе узнать очень много…” Поможет узнать. Ребенок, столкнувшийся с трудностями в учебе, открывает предметный указатель, находит нужное слово, нужную страницу и разбирается в непонятном. “Технология” ориентирована на полную самостоятельность, к которой ребенок этого возраста не готов (во всяком случае на это способен далеко не каждый). Я таких самостоятельных детишек 7-10 лет никогда не видел.
А ведь когда малыши учатся есть ложкой, мы сначала берем их ручку в свою и совершаем “предметные операции” совместно. Очевидно, так и тут – без родителей не обойтись. Только начиная с восьмого класса дети сами работают с учебной литературой при минимальном участии взрослых. Кому-то это покажется удивительным, но это именно так. Следовательно, если родители не принимают участия в учебном процессе, дети не будут хорошо учиться.
Конечно, на практике справочник будет использоваться так, как это возможно и удобно. То есть родитель, увидев, что его ребенок в чем-то не разбирается, сообразит, что он и сам многое не помнит из содержания 1-4-х классов. И это заставит его заглянуть в предметный указатель, найти правильную страницу, сначала прочесть самому, а потом объяснить это сыну или дочке, сказав: “Ну-ка, почитай вот здесь”. А еще лучше: “Почитаем вместе”.
Если в этом деле участвует родитель, то стоит подумать, как сделать, чтобы ему и ребенку ВМЕСТЕ было удобно пройти непонятное. Ведь справочник только объясняет некие темы и приводит примеры. Такой текст СЛИШКОМ ПРОСТ для родителей и СЛИШКОМ СКУЧЕН (а потому – СЛОЖЕН) для ребенка. Поэтому первая мысль: а не сделать ли справочник исключительно ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, где им по-взрослому объяснят, что должен знать ребенок, и посоветуют, как его этому научить?
На самом деле продукт АСТ-ПРЕСС лишь условно ориентирован на 1-4-е классы. Где здесь чистописание, чтение? Даже и предметов таких справочник не предусматривает. Признаемся, никакого ПЕРВОГО класса в нем нет. И не уверен даже, что есть второй. Только третий и четвертый. Но сомневаюсь, что в первом, втором и третьем классах малыши без запинки понимают ВСЕ. Сами, без родителей.
Первый этап пройден. Создан справочник. В нем нет ошибок, и это хорошо. Но давайте двигаться дальше! Давайте создадим действительно ХОРОШО РАБОТАЮЩУЮ КНИГУ, четко выполняющую свою функцию, своего рода родительское сопровождение учебного процесса. Я понимаю, что это сложно, что в методическом отношении это вещь совершенно НОВАЯ и на первых порах ошибки будут неизбежны. Но не боги горшки обжигают.
АСТ, “Просвещение”, АЙРИС, другие педагогические издательства! Родители ждут!

Евгений БЕЛЯКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте