История Абрамцевского художественно-промышленного колледжа имени Виктора Васнецова началась в знаменитой подмосковной усадьбе, которую купили в 1870 году Савва Мамонтов и его супруга Елизавета Григорьевна. Они объединили вокруг себя прогрессивных представителей русской культуры, организовав своеобразный творческий кружок, получивший позднее название «Абрамцевский». В 1885-м по инициативе Елизаветы Мамонтовой и при активной поддержке Виктора Васнецова, Елены и Василия Поленовых, Ильи Репина, Михаила Врубеля, Василия Сурикова, Валентина Серова, Марка Антокольского, Михаила Нестерова, Константина Коровина, Ильи Остроухова в усадьбе была открыта художественно-столярная мастерская, а немного позднее мастерские женских рукоделий и гончарного дела. В кружке уделяли большое внимание проблемам национального искусства, сохранению и развитию традиций народного творчества. Здесь крестьянских детей успешно обучали искусству изготовления деревянной резной мебели, вышивке, ткачеству и керамике в традициях народного искусства.
В XX столетии учебному заведению довелось пережить несколько этапов развития. Небольшая столярная мастерская была вначале преобразована в «Художественно-деревоотделочную мебельную школу кустарного ученичества», затем профтехшколу, а в 1957 году в среднее специальное учебное заведение – Абрамцевское художественно-промышленное училище.На протяжении всех лет существования государственного учебного заведения оргкомитет Выставки достижений народного хозяйства СССР за плодотворную подготовку кадров награждал его дипломами I и II степени.Сейчас колледжу уже 125 лет! И сегодня Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени Виктора Васнецова – динамично развивающееся учебное заведение, которое имеет высокопрофессиональный коллектив, крепкую материально-техническую базу и хорошие условия для реализации творческого потенциала учащихся и педагогов. Опираясь на многолетний учебный опыт и традиции предшествующих поколений, колледж проводит успешное обучение студентов по специальностям «художественная обработка дерева», «художественная керамика», «художественная обработка металла», «художественная обработка камня», «художественная обработка кости». Подготовка высококвалифицированных художников-мастеров по данным направлениям требует глубокой профессиональной культуры, эрудиции и умения работать с материалом. Все обучение направлено на то, чтобы выпускник был готов к выполнению художественно-исполнительской, художественно-творческой и культурно-просветительской деятельности в соответствии с современными тенденциями традиционного прикладного искусства. Спектр дисциплин, изучающих теорию народного творчества, историю и современное состояние народных художественных промыслов, веками наработанные приемы обработки материалов, достаточно широк. Основным требованием при разработке учебных программ явилась тесная связь теории и практики. Например, курс дисциплины «Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство» профилирующий для всех специальностей колледжа. Преподавание по курсу проводится в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами специального цикла: историей декоративно-прикладного искусства, народным орнаментом, композицией, практическим обучением в учебных мастерских, материаловедением и технологией производства изделий. Эта программа дает учащимся основные сведения о технологии, художественных особенностях и стилистической направленности главнейших художественных промыслов России. Использовать теоретические знания, закрепить их помогают ежегодные практики, которые приводят к завершению формирования молодого специалиста, способного использовать свои знания и навыки в производственных условиях. В последние годы возобновилась связь с предприятиями народных художественных промыслов и появилась возможность прохождения там учебной, производственной и преддипломной практики. Студенты проходили практику в «Скопинском сувенире», в ростовском Доме ремесел, в «Дулевском фарфоре».Для плодотворной организации учебного процесса в колледже имеется более сорока специализированных кабинетов и лабораторий, 23 просторные учебно-производственные мастерские, спортивный и актовый залы, столовая, благоустроенное общежитие на 500 мест и вспомогательные помещения. Особое значение для обеспечения высокого уровня преподавания имеют кабинеты образцов и пластической анатомии, фонды рисунка, натюрморта, живописных работ, а также два гипсовых зала и большие площади, на которых регулярно проводятся выставки работ студентов и преподавателей, что, несомненно, способствует повышению интереса учащихся к самостоятельной творческой деятельности.В кабинете образцов хранятся уникальные дипломные работы выпускников, выполненные за последнее столетие. По составу и качеству экспонатов он не уступает лучшим музейным собраниям декоративно-прикладного искусства страны. Дипломные работы часто служат наглядными пособиями для преподавания таких предметов, как «Композиция», «Исполнительское мастерство», «Технология и материаловедение».Качественная реализация образовательных задач также обеспечивается наличием копий мировых шедевров скульптурного искусства, которые собраны в двух гипсовых залах. Причем важно, что малый гипсовый зал расположен в рекреации колледжа и всегда открыт для работы студентов. На его базе выполняются домашние задания по рисунку, проводятся дополнительные занятия.Необходимо отметить, что в учебно-производственных мастерских, оснащенных новым современным оборудованием, сохраняются традиционные, известные с поленовских времен индивидуальные формы обучения студентов. Наполняемость учебных групп в 6-8 человек позволяет опытным мастерам использовать традиционные методы обучения приемам и навыкам ремесла, что называется из-под руки. Преподаватели исполнительского мастерства, пришедшие с конкретных промыслов, делятся с учениками и коллегами секретами ремесла, стремясь к сохранению тех качеств, которые отличают творчество художника-мастера от работы ремесленника-самоучки.Научно-методическая работа педагогов строится с учетом специфики учебного заведения и новых прогрессивных направлений в системе среднего профессионального образования. В 2007 году методический кабинет колледжа был переведен в новое помещение и оснащен современным мультимедийным комплексом. Методическая служба стремится создать условия для профессионального роста педагогов, развить их творческий потенциал. В реализации этого направления большая роль отводится обмену опытом. Одним из плодотворных направлений является регулярная работа «круглых столов», где обсуждаются актуальные вопросы обучения.В тесной связи с методической службой работает библиотека, фонд которой насчитывает свыше 33000 экземпляров. Он представлен учебной, справочной, дополнительной специальной, художественной и учебно-методической литературой. Особую ценность представляет фонд редких книг XIX – первой половины XX века, в котором хранится около семи тысяч экземпляров. В читальном зале библиотеки проводятся книжные выставки, обзоры периодической печати, интересные творческие встречи, лекции и выставки методических пособий. Начиная с 1970-х годов в колледже активно действует экспозиция Музея боевой славы 328-й стрелковой варшавской Краснознаменной дивизии, где проводятся занятия по истории Отечества, проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.В колледже сложился особый, абрамцевский, тип художника-универсала, характерной чертой которого является «прочная опора на народные традиции, желание постичь их содержательную сущность, свободный, «синтетический» подход к проблемам освоения художественного наследия, стремление к органичному претворению в своих работах общих стилевых и формообразующих тенденций современного искусства, важных жизненных событий».Развитию творческих возможностей студентов способствует их активное участие в различных выставках, конкурсах, олимпиадах. Впервые Абрамцево участвовало в масштабной международной выставке, которая состоялась в Чикаго в 1893 году. С тех пор это стало традицией. Так и пошли экспозиции колледжа на выставках «Образование и карьера. XXI век», «Время диалога» (Россия – Германия), «Художественная керамика» (Франция), на Днях России в Польше, Международном фестивале гончаров (Скопин, 2007), «Фестосе», «Образовательной среде», «Гончарах России. Посуде», «Гончарах России. Игрушке», «Ладье», «Ассамблее искусств», «Жар-птице». Колледж постоянный участник областных и районных выставок. С 2008 года действует проект «Династии АХПК», наглядно свидетельствующий о семейной преемственности.Помимо выставок огромное значение для повышения статуса колледжа, стимулирования роста профессионального мастерства, пропаганды и продвижения практических результатов обучения имеет участие студентов в творческих конкурсах и олимпиадах. За последние годы на базе колледжа трижды проводились региональные, а в 2007 году состоялся заключительный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства студентов СПО декоративно-прикладного направления. Не перечисляя конкретные награды, можно уверенно сказать, что студенты колледжа всегда занимают призовые места, получают престижные премии и именные стипендии.В 2005 году в колледже была открыта новая специальность – «живопись». На отделении готовят художников-живописцев, преподавателей детских художественных школ и студий. В контексте со сложившимися направлениями работы колледжа в основу обучения будущих педагогов был положен принцип художественного воспитания с опорой на традиционную народную культуру. На специальных предметах по педагогике и методике преподавания изучается базовая программа «Изобразительное искусство и художественный труд», созданная под руководством народного художника России академика РАО Бориса Неменского. Она вводит в мир традиционной жизни своего народа, помогает понять его культуру.Для музеев декоративно-прикладного и народного искусства востребована специальность реставратора. Лицензия, выданная колледжу, позволяет здесь готовить специалистов данного направления. Идеей подготовки реставраторов в нашем учебном заведении заинтересовался Савва Ямщиков. Началась подготовительная работа, но несвоевременный уход из жизни этого выдающегося человека все приостановил. Для открытия этой специальности и дальнейшей подготовки художников-реставраторов, конечно же, необходим высокопрофессиональный человек, энтузиаст, и здесь надеются, что он появится и возглавит эту работу.Коллектив колледжа делает ставку на то, что традиционная народная культура – основа в воспитании духовности, нравственности и патриотизма молодого поколения. Традиции всегда играли универсальную и регламентирующую роль. Они составляли нормативную основу всех сфер жизни, пронизывали и цементировали ее. Человек, рожденный в традиционной культуре, сразу попадает в поле действия сложившихся, необсуждаемых норм и правил, которым он должен неукоснительно следовать. Причем регламентации подвергаются все стороны его жизни – от представлений о жизни и смерти, религиозных воззрений до обыденных, повседневных забот. Задача педагогов – помочь студентам ответить на вопросы, для какой цели готовить себя, ради чего жить, каким ценностям отдать предпочтение. Яркая, эмоционально насыщенная жизнь, атмосфера защищенности, дружбы, оптимизма, общего интереса к результатам учебы, взаимопомощь показывают, что коллектив колледжа успешно решает задачу не только подготовки специалистов, востребованных рыночной экономикой, но и проблему формирования личности, которая станет основой политической, культурной и духовной элиты России.Ольга КУЗЬМИНА, директор колледжа Абрамцево, Сергиево-Посадский район
Комментарии