Сегодня, когда работа над учебным проектом является уже привычным для всех видом учебной деятельности, важно совершенствовать приемы и методы для повышения результативности участия в городских конкурсах и конференциях.
Школа №1492 является участником таких городских проектов, как «Инженерный класс», «Новый педагогический класс», «Кадетский класс», «IT-вертикаль», «Математическая вертикаль», «Лингвистическая вертикаль», поэтому очень часто проектно-исследовательская деятельность наших обучающихся тесно связана с направлением предпрофессионального образования. Хочется отметить, что еще до вступления в городские проекты, до того как проектно-исследовательская деятельность обучающихся стала являться обязательным элементом образовательных программ, педагоги нашей школы активно использовали данный вид учебной деятельности, а ребята с большим удовольствием работали над своими проектами.
Ежегодное участие в городских конференциях, рекомендации наставников и экспертов разных уровней, в том числе и по увеличению срока работы над проектами, сотрудничество с вузами-партнерами (у нас статус базовой школы РТУ МИРЭА) позволили массовое участие в городских конференциях превратить в результативное, и наличие призеров и победителей в следующих городских конкурсах тому подтверждение: «Прикладной конкурс для школьников «Золотая дюжина», Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся, трек «Большие вызовы», открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» по направлению «Инженеры», городской конкурс проектов «Школа будущего»-2022, Московский конкурс межпредметных навыков и знаний «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал», онлайн-турнир интеллектуальных игр «Борьба умов» от РТУ МИРЭА для учеников 7-8‑х классов, открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни», направление «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности», Городской конкурс лучших педагогических практик предпрофессионального образования, номинация «Новый педагогический класс».
Помимо регламентированных этапов работы над проектами, в том числе и очень разнообразной совместной деятельности ребят и руководителей проектов в исследовательской части, в школе №1492 практикуется проведение особой конференции, где одиннадцатиклассники представляют свои проекты десятиклассникам. При этом демонстрируются самые разные проекты, отличающиеся друг от друга по конечным продуктам, «титулованностью» и наличием наград, направлениями исследований, сроками, масштабностью. Очень интересно из уст авторов услышать про разработку устройства, транслирующего необходимость полива растений, 3D-моделей «оживающих» животных из курса окружающего мира, про сайт, на котором представлены рецепты русской кухни из произведений великих писателей, наряду с информацией о них самих и их творчестве, оформление выставки в одной из экспозиций школьного музея «История медицинских инструментов», создание моделей одежды, в том числе из материалов, получивших вторую жизнь. Исследования экологического, социального и многих других направлений, которые на практике провели обучающиеся 11‑х классов и результатами которых делятся с десятиклассниками, затрагивают проблемы, интересующие всех: загрязнение прудов на территории города Москвы, социализация подростков и взаимоотношения в подростковом возрасте.
Данный формат мероприятия демонстрирует также и такое важное направление в проектной деятельности, как представление своего проекта. Это и навыки работы с презентацией, публичного выступления, взаимодействия с большой аудиторией, критического мышления, в том числе и при ответе на вопросы. У ребят-слушателей есть возможность получить информацию, которая поможет им в дальнейшем в работе над своими исследованиями. Когда ответы звучат из уст их товарищей, при этом они даны уже по результату огромной проделанной работы, это воспринимается с воодушевлением, а возможно, и с мыслью «А я сделаю лучше!», что является дополнительным положительным стимулом.
Вот на такой конференции в школе №1492 в текущем году было интересно и познавательно. Данная практика однозначно будет продолжена с учетом всех пожеланий ее участников.
Наталья КОВАЛЕНКО, методист школы №1492
Комментарии