Человек не может прожить без любви к Отечеству, считает преподаватель русского языка и литературы школы №14 Великого Новгорода Маргарита Васильевна Лихачева. А любовь к Родине нельзя воспитать без глубокого познания истории своего края.
Древний Новгород – очаг старых художественных традиций: город, не испытавший разрушительного татарского нашествия, а потому не делавший перерыва в своем культурном развитии. Историю и литературу новгородского края Маргарита Лихачева изучает с учениками в рамках своей авторской программы «У древних стен, у Ильмень-озера».- По программе интегрированного факультативного курса «У древних стен, у Ильмень-озера» для 5-9-х классов я работаю с 1996 года, – рассказывает Маргарита Васильевна. – Этот материал задействован в примерной программе регионального компонента «Новгородский край» государственного образовательного стандарта «Человек и искусство».Основой курса является интеграция – связь литературы с музыкой, архитектурой, народным ремеслом, помогающая расширению кругозора детей. Через уроки исследуются культурно-исторические ценности новгородской земли, начиная с истории сопок и курганов новгородского края, древней библиотеки Софийского собора, истории земляного вала и заканчивая культурными достижениями новгородцев сегодня. В определенной системе учащиеся видят продвижение края в контексте культурно-исторического развития России.Обучение строится не на основе учебника, а с помощью специально отобранных наглядных пособий и текстов, экскурсий.Программа строится из расчета 1 час в неделю. Тематическое планирование разработано с 5-го по 9-й класс. Оно включает в каждом классе следующие разделы: «Преданья старины глубокой», «Образ Новгорода в литературе», «Мир народной культуры», «Топонимика улиц», «Новгородские сувениры и их история», а также практические занятия в кружках народных ремесел.Уже с первых занятий ребята-пятиклассники узнают, почему Новгород назвали Великим. Пробуют найти ответ на вопрос: почему улицы, которые сохранились в современном Новгороде, в древности носили название «концы»? Исследовательская работа на занятиях приводит и к глубокому изучению русского языка и его истории. Вот, например, один из вопросов, которые Маргарита Лихачева задает своим ученикам: «Сколько у человека рамен?»Оказывается, два. Рамена – это плечи. Но только ли по-новгородски? Что-то знакомое слышится в этом слове почти всем россиянам. Раменское, Раменье – населенные пункты с таким названием есть во многих регионах нашей страны. И в Толковом словаре В.И.Даля мы находим этому объяснение:«РАМО ср. рамена мн. – плечо… Мочь, сила, могучая рука, власть… Раменчатый – схожий по виду с плечами, уступчатый, о двух боковых уступах, выступающих прямых углах. Вероятно, от этого и… рама оконничная… Рама, стар. межа, граница, обвод, обход участка земли… которая упирается в лес либо расчищена среди леса…Так история Новгорода Великого оказывается связанной с историей всей России.Занятия у педагога Лихачевой проходят интересно, с играми, шутками. Вот, например, каверзный вопрос для пятиклассников: «Где вы встречались с буки? В лесу, в книге, на карте?» Самые внимательные быстро понимают, что речь идет о букве «буки». Между прочим, предки современных новгородцев были грамотными! Известна история мальчика Онфима, предположительно 6-7 лет, жившего на территории Новгорода в ХIII веке. Археологи нашли 12 берестяных грамот учебного характера, подписанных Онфимом, – это свидетельство существования начального образования в Древней Руси.На интерактивных занятиях по программе «У древних стен, у Ильмень-озера» ребята играют в народные игры, мастерят поделки и сувениры по старинным образцам, поют частушки и даже… пекут блины по-новгородски! Стоит работать, говорит педагог Маргарита Лихачева, когда слышишь от детей в ходе изучения программы: «У меня появилась особая гордость за наш город, уважение к имени «новгородец», «Я уверен: Новгород – начало всего в истории России!».Фрагмент учебного занятия по программе М.В.Лихачевой «У древних стен, у Ильмень-озера» читайте в «Методической кухне» «УГ», №51 от 20 декабря 2016 года.
Комментарии