Человек постоянно решает различные задачи: школьные, жизненные, профессиональные, творческие. Решение любой задачи предполагает одни и те же этапы: от формулировки условия до анализа полученного результата. Физика на примере физических задач предлагает учащимся пройти этот путь неоднократно, шлифуя навыки логического мышления, развивая сверхчувствительность к проблемам, любознательность, познавательную самодеятельность, отличную память. Решение задач – это в определенном смысле гимнастика для ума, развивающая мышление, умение анализировать и решать проблемы. Любая задача начинается с прочтения ее условия.
Анализ условия – это основа успешного решения задачи. Если задача не получается, не следует ее отбрасывать. Часто необходимо еще раз обратиться к условию и внимательно его прочитать. На первом этапе полезно, оценив тематику задачи, вспомнить физический смысл величин, упомянутых в условии, и перейти к записи задачи в сокращенном виде. Самостоятельное решение мыслительных задач начинается с постановки вопроса, с помощью которого человек определяет неизвестное, формирует гипотезу, осознает ход решения.
Существует целый класс задач, в которых постановка вопроса отсутствует и цель не дана с самого начала или же является неопределенной, допускающей различные толкования. В таком случае учащемуся необходимо самостоятельно сформулировать вопрос, поставить задачу, именно поэтому этот этап является самой сложной частью решения.
Мышление человека в процессе поиска решения проблем порождает новые проблемы. Способность человека ставить вопрос и определять проблему занимает центральное место в творчестве.
Вопрос выступает как творческое начало деятельности учащегося, и потому очень важно сохранить и развить у ребенка желание ставить вопрос, определять проблему.
Анализируя задачу, очень полезно представить общую картину описанного явления и при этом установить, какие данные или обстоятельства важны, а какие несущественны для рассматриваемой ситуации; выделить общие закономерности и увидеть особенности, характерные черты рассматриваемого явления, процесса.
Например, в задачах по механике часто не учитывают то или иное трение. Одни упрощения оговариваются в условии изначально, а другие – по мере ее решения. Таким образом, условие задачи уточняется в ходе решения и получает иную формулировку.
В условии задачи всегда есть слова, если не главные, то принципиально определяющие, и необходимо научить учащихся видеть их. На первых порах учитель помогает найти эти слова. Этому моменту можно придать игровую форму, тем самым вызвав живой интерес у ребят. Впоследствии этот важный шаг в решении задач учащиеся делают самостоятельно.
Формулируется задача: «На невесомой нити длиной l привязан тяжелый шарик массой m. Дует горизонтальный сильный ветер с постоянной скоростью . Определите период T малых колебаний шарика, если… (Задачи по физике, И.И. Воробьев, П.И. Зубков и др.; под ред. О.Я. Савченко (М.: Наука, 1988 год).
Одним из ключевых словосочетаний в задаче, помимо невесомой нити и тяжелого шарика, является сильный ветер, что свидетельствует о новом положении равновесия шарика.
Другая задача: «Сосуд с водой движется по наклонной плоскости с углом наклона так, что уровень воды устанавливается параллельно этой плоскости. Из отверстия около дна сосуда вытекает вода со скоростью . Определите коэффициент трения между сосудом и плоскостью, если…» (Гольдфарб Н.И. Физика 9-11 классы. – М.: Дрофа, 1996 год).
Учитель обращает внимание учеников на то, что уровень воды параллелен наклонной плоскости и показывает, каким образом из этого условия следует, что сосуд с жидкостью движется вдоль наклонной плоскости с ускорением a = g sin.
Большие затруднения возникают у ребят при решении задач, в которых рассматривается начало проскальзывания тел. Такие задачи широко представлены в вариантах централизованного тестирования за 2003 год: «На горизонтальной поверхности тележки, масса которой М=6 кг, лежит брусок массой m=2 кг. Коэффициент трения между бруском и тележкой k=0,3. Определите минимальную силу, с которой нужно тянуть тележку, чтобы брусок начал скользить по ее поверхности». Эту задачу, на мой взгляд, учитель должен решить с учениками, определив условие, при котором начинается проскальзывание между соприкасающимися телами, раскрыв физический смысл слов «начало проскальзывания»: сила трения покоя достигает своего максимального значения, а ускорения тел пока еще одинаковы.
На первых порах учитель сам анализирует условие задач, начиная с прочтения текста, записи условия, определения ключевых слов в задаче и заканчивая, если это возможно, оценкой определяемой физической величины, вовлекая в этот процесс учащихся. На занятиях учитель всегда учится вместе с детьми – сочиняет, решает, рассуждает, порою ошибается. Иногда полезно дать возможность ребятам ошибиться, а затем проанализировать ответ вместе с учениками, и таким образом использовать возникшую ситуацию для решения образовательных задач. Ключевыми в диалоге учителя и учеников становятся слова: «особенности», «условия», «причины», «изменения», «влияние», «предельный случай», «анализ полученного результата».
Смысл деятельности педагога состоит в том, что он подводит ребенка к осознанию и формулировке результатов поиска, размышлений, к собственным выводам. Но для одаренного ребенка полученный ответ не является завершением работы, в нем живет стремление к постоянному углублению в проблему. Задача учителя – развивать эту познавательную самодеятельность учащихся, так как, по мнению Д.Б. Богоявленской, «в способности не «гаснуть» в полученном ответе, а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть нечто новое, такое, что не видят другие».
Людмила ПРАВДИНА
Комментарии