Колыбельные песни, прибаутки, считалочки, стихи Чуковского, Маршака, Агнии Барто… Рифмы окружают нас с раннего детства.
Когда мне было лет пять-шесть, мое пристрастие к стихосложению подогревал отец. Каждое утро я находила под подушкой письмо, подписанное его рукой: «Никусе от марсиан». В письмах в стихотворной форме рассказывали о невероятных марсианских приключениях, прекрасных принцах, бурях и сладкомяках. Так я училась читать, писать, а заодно рифмовать. Когда однажды нашла на антресолях все письма, подписанные «Марсианам от Ники», я так расстроилась, что какое-то время всерьез сердилась и не разговаривала с отцом. Зато навыки, приобретенные благодаря той – первой в моей жизни – переписке, я использую до сих пор. Они помогают мне реализовывать фантазии и даже зарабатывать себе на жизнь!Сегодня на мои занятия в студию «Театр слова» и на открытые мастер-классы, которые я провожу совместно с Государственным институтом русского языка им. А.С.Пушкина, приходят дети и взрослые разных возрастов. Каждый из них не раз искал точные слова, чтобы поздравить друзей, маму, любимого человека с днем рождения, и далеко не всегда находил нужные…Какие качества можно развить с помощью стихотворного тренинга?Много сказано и написано о том, как важно пополнять свой словарный запас. Я бы назвала его немного иначе: «словарный багаж». Думаю, важно не только учиться приобретать новые знания. Хорошо бы вовремя понять, как эти знания правильно «упаковывать», «транспортировать» и как потом быстро находить в своем «словарном багаже» все необходимое.Я «путешествовала» по системе образования, начинала с дополнительного образования, потом работала в государственных и частных школах. Но в любой из них одинаково – на ура – воспринимали игровые стихотворные упражнения для развития фантазии, абстрактного мышления, когнитивных способностей у детей. К слову, взрослая аудитория на тренингах моего учителя и друга Нины Зверевой в Сколкове и учебных центрах Банка ВТБ тоже с удовольствием играет в слова и слушает современных поэтов.СтихотерапияО стихах можно говорить не только на уроках литературы. Стихи могут стать для учителя палочкой-выручалочкой при изучении любого предмета. Вспомните, как здорово дети реагируют на считалки, как им нравится придумывать кричалки и как легко они запоминают все рифмованные школьные правила, не говоря о произведениях, обладающих несомненной художественной ценностью, мелодичностью, глубиной мысли. Когда я училась в Литературном институте, мастер моего семинара Эдуард Балашов не раз повторял, что поэзия – это другое сгущение речи, наивысшая форма языка и что порой в нескольких четверостишиях эмоционально может быть сконцентрирован сюжет целого романа.Задайте своим ученикам вопросы: «Что такое стихи? Для чего они нам нужны? Чем стихотворная речь отличается от прозаической?» Вы получите массу интересных ответов.Видео- и аудиопоэзия за 10 шаговОб этом мало кто догадывается, но сегодня поэтический мир бурлит, ведь теперь свой стихотворный message можно не только красиво написать в альбоме или напечатать в местной газете, его можно адресовать одновременно всем пользователям сети Интернет. Появились новые форматы, такие как видео- и аудиопоэзия. Как же создать свое поэтическое произведение?Упражнение №1 «Любимое»Попросите ребят прочесть их любимые стихи и ответить на вопрос, почему им запомнились именно эти строчки.Все мы знаем виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, перифраза, синекдоха, аллегория. Попробуем поиграть с несколькими из них.Упражнение №2 «Предмет»Вместе с учениками выберите один предмет – это может быть мяч, тетрадь, спичечный коробок, все, что душе угодно. Задача учеников – внимательно изучить предмет и ответить на вопросы: «На что похож этот предмет?», «Если это не мяч, то это…?». Играя в «Предмет», важно моментально «включаться» и начинать фантазировать.Упражнение №3 «Метафора»Задача учеников – подобрать оригинальные метафоры к тому же самому предмету и записать их.Упражнение №4 «Рифма»Каждому нужно выбрать из собственных метафор единственную, лучшую, написать четверостишие/восьмистишие с использованием этой метафоры.Перед выполнением задания следует вспомнить виды рифмовок: самая распространенная – это «а-б-а-б»; есть еще «а-б-б-а», «а-б-в-а-б-в».Ямб, хорей, амфибрахий и другие размеры также можно затронуть в разговоре о стихах, но с ходу давать ребятам задания («А напишите-ка мне стихотворение пятистопным ямбом!») не стоит – это сразу испугает. Владимир Маяковский в своей работе «Как делать стихи?» писал: «Говорю честно. Я не знаю ни ямбов, ни хореев, никогда не различал их и различать не буду». И еще: «Поэт должен развивать в себе именно это чувство ритма, а не заучивать чужие размерчики».Когда задание будет выполнено, попросите учеников сдать свои работы. Скорее всего, некоторые из них вас порадуют и удивят. Моя девятилетняя ученица в Монтессори-школе «Кассиопея» Оля Кирьянова, предварительно подобрав олицетворения к двум деревцам, раскачивающимся на школьном дворе, написала:В осенних листьях кружится планета,Следы стирая прежних неудач.Грустит береза, вспоминая лето,И раздается тихий птичий плач.По нраву осень маленькой сосенке,Она глядит со смехом на листву.Смешно мне слушать тихий мир ребенка,И рассказать о нем я не могу…Упражнение №5 «Тема»Очевидно, далеко не всегда при выполнении очередного задания у нас выходят шедевры. Но тем не менее упражнения стоят свеч! Дайте ученикам интересную тему: написать стихи от лица любимого исторического персонажа, в стихах доказать теорему, рассказать о своей заветной мечте.Упражнение №6 «Пять слов»Напишите на доске пять случайных существительных. К примеру: «гидроэлектростанция, веснушки, москвичка, громада, торф». Задача учеников – написать связное стихотворение с использованием этих слов. Чем оригинальнее, ироничнее получится текст, тем лучше!Упражнение №7 «Подражание»Каждому ученику в процессе жеребьевки достается конверт (тетрадь, фант) с изображением известного поэта. Поэтов следует подбирать тщательно, с максимально узнаваемым авторским стилем. Рекомендованные авторы: Пушкин, Маяковский, Бродский, Цветаева, Есенин, Хлебников, Пастернак.Задача ученика: найти сборник доставшегося ему поэта в школьной или институтской библиотеке, изучить его произведения и попробовать написать стихи «в стиле».Подсказка: у каждого из перечисленных поэтов есть известные произведения и строки. Делая внутренние отсылки к этим строкам, легче всего воссоздать стилистику автора.Упражнение №8 «Писатели»Подвижная игра. Желающие сразиться, помериться «интеллектуальным багажом» встают в одну шеренгу. По очереди называют имена и фамилии известных российских, зарубежных писателей.Назвал писателя – делай шаг вперед. Растерялся – садись, выходи из игры.Победителем становится участник, дошедший таким образом до ведущего/учителя, стоящего в противоположном конце аудитории.Стимулирующий бонус: заранее подготовьте символический приз победителю!Упражнение №9 «Художественное слово»В юности я занималась в студии художественного слова «Высота» в Центре внешкольной работы «На Сумском». Теперь понимаю, что мой строгий и требовательный педагог Зинаида Кириллова дала мне больше, чем все преподаватели вместе взятые в последующие институтские годы. Почему? Зинаида Яковлевна учила «живописать словом», читать стихи классиков так, будто сочиняешь на ходу, понимать и разбирать тексты, актерски доносить их до зрителя.Итак, выполняем упражнение: разобрать по смыслу и, не торопясь, прочесть свои стихи или любимое произведение кого-то из классиков.Упражнение №10 «Видео- и аудиопоэзия»Итогом десяти шагов – десяти упражнений, как и было обещано, станет видео- или аудиопоэзия – ролик с записанными на нем стихами. Рекомендую временно «назначить» нескольких учеников операторами, звукорежиссерами и монтажерами!Все описанные упражнения подойдут как для взрослых, так и для детей от 10-11 лет. А я желаю вам талантливых и благодарных учеников!Ника СИМОНОВА, руководитель детской студии «Театр слова»
Комментарии