search
main
0

А вы с песком играть смогли бы?

Профессиональная деятельность воспитателей дошкольных учреждений отличается постоянным эмоциональным напряжением, поэтому сегодня все чаще встает вопрос о поиске новых форм психологического обеспечения деятельности педагогов. В психологическом обеспечении различных видов профессиональной деятельности все чаще применяются методы психотерапии и психокоррекции, основанные на художественном творчестве, в том числе методы арт-терапии.

В научно-педагогической интерпретации словосочетание «арт-терапия» понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности (изобразительная деятельность, музыка, танец). В преддошкольном и дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции сопровождают любую деятельность, регулируют ее, делают окружающий мир удивительным и разнообразным. Педагог должен ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное наименование.

Наиболее доступны в использовании для детей техники изотерапии. Рисование генетически заложено в жизнь и деятельность ребенка, становится частью его психического развития. В раннем детстве ребенок учится наносить карандашом штрихи на бумагу, создавая каракули. Этот этап детской изобразительной деятельности характеризуется учеными как «доэстетический», «доизобразительный». Каракульное рисование – замечательная развивающая деятельность главным образом для развития сенсомоторного интеллекта и личностного развития. Доизобразительный период детского рисования продолжительный и неоднородный (длится от 1 года до 3-летнего возраста). Согласно теории супругов Келлогг (Kellogg) в своем развитии этот период проходит 3 стадии (фазы).

– Стадию хаотических каракуль – совершенно хаотично разбросанные по листу бумаги графические следы, ни один из них не повторяет другой. Главная характеристика этой стадии – отсутствие зрительно-моторной координации глаз – рука.

– Стадию циркулярных каракуль – отмечается явное присутствие зрительно-моторной координации, появляются повторяющиеся элементы.

– Стадию развитых каракуль – это период, когда ребенок может создавать самые разнообразные каракули. На этой стадии развития ребенок способен осуществлять контроль за линией на каждом ее участке.

Сроки формирования этих стадий подвижны, их трудно определить, все зависит от индивидуальных темпов развития психических функций конкретного ребенка.

Возраст 2-3 года замечателен для освоения всех видов пишущих и рисующих материалов. Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель; природные материалы – кора, листья и семена растений, цветы; для лепки – глина, пластилин, специальное тесто; бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон; кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств. При выборе материалов необходимо помнить о таких особенностях арт-терапевтической работы:

Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Карандаши, мелки и фломастеры позволяют «усилить» контроль, краска и глина способствуют более свободному выражению эмоций и чувств.

Если ребенок не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать.

При индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.

Сначала лучше всего малышу давать возможность рисовать фломастерами (не тонкими) или маркерами (не толстыми), поскольку карандаши ломаются, а силу нажима ребенку трудно регулировать.

Для изучения разнообразия следов наиболее приемлемый инструмент – кисть, с которой ребенка нужно знакомить. Верная хватка на этом возрастном этапе не важна, но кисточка обязательно должна быть с тонким кончиком, ее задача – оставлять разные следы. Сначала сухая кисточка гладит ребенка, прикасаясь вначале кончиком, затем более полно. При работе с краской необходимо обучать ребенка дозированным движениям (обмакивание кисточки в краску) – это служит развитию мелкой моторики.

Когда ребенок освоил кисть, можно давать ему более ломкие инструменты – мелки, пастель, тонкий простой карандаш, о характере каждого из них также необходимо говорить, показать, что может дать знакомство с каждым из них.

Любовь к рисованию как к процессу также формируется в возрасте до 3 лет. Маленького ребенка легко напугать взрослой реакцией (почему ты испачкал, испортил и т. д.), в результате желание рисовать блокируется.

Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства. Арт-терапевт строит свои отношения с ребенком таким образом, чтобы ребенок делился своими ощущениями, возникающими при изотерапии, чувствами, касающимися подхода к выполнению и решению задачи, к самой работе, – к процессу творения.

Например, детям можно предложить такие упражнения:

1. «Сейчас ты будешь в течение минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу, когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые ты испытывал, когда смотрел на него».

2. «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты сердишься; что заставляет тебя быть сердитым».

3. «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».

4. «Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый – сильный; счастливый – несчастный, печальный – веселый; хороший – плохой; счастье – несчастье».

Самопознание ребенка углубляется благодаря обсуждению вопросов, относящихся к разработке частей картинки, их более четкому выделению, достижению большей ясности путем описания формы, цвета, образов, предметов, людей.

Весьма успешно для развития личности ребенка сочетание изотерапии с музыкой. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи и напряженность. Чередование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными нарушениями развития.

Музыка, имея большое влияние на физиологию человека, благотворно воздействует через телесный уровень также и на эмоциональное состояние детей. Специально подобранная музыка с частотой ритма не более 60 ударов в минуту помогает ребенку сосредоточиться на создаваемых им образах, почувствовать мышечное расслабление, синхронизировать дыхание.

Ознакомление студентов педагогических учебных заведений и воспитателей дошкольных учреждений с арт-терапевтическими техниками позволяет лучше понять природу ребенка и свои собственные переживания, делает работу педагогов более интересной и творческой.

Одно из направлений арт-терапии – песочная терапии. Это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, естественная и любимая деятельность.

Метод песочной терапии был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. «Фантазия – мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе», – писал Карл Густав Юнг. Разработанная им техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Песочная терапия предполагает игру с песком и миниатюрными фигурками. Она позволяет активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии. В процессе продолжающегося диалога со своим внутренним миром человек получает возможность представить эти образы в конкретной форме.

Каждый специалист, практикующий работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска и получает возможность внести свой уникальный вклад в процесс развития песочной терапии в России.

В песочной терапии используется деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо. Коллекция включает в себя все возможные объекты, которые только встречаются в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и отталкивающие. Использование естественных материалов позволяет ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры – принять то, что уже существует. Для терапевта составление коллекции может стать отдельным творческим и увлекательным процессом.

Многим построение картин на песке напоминает сны наяву. В подносе с песком переживания, тревоги, надежды и внутренние конфликты человека обретают зримую форму. Более того, образы песочницы конкретны и осязаемы, а отнюдь не иллюзорны и невидимы, их могут рассмотреть и сам создатель композиции, и психолог. Таким образом, становится возможным обратиться к тому неизвестному в нас самих, что зачастую определяет наши поступки и переживания. Увидеть это – значит сделать первый шаг к изменениям. Иногда одного того, что отвергнутые или забытые части нас самих предстают перед светом сознания, бывает достаточно для изменения – так, в сказках чудовища, выманенные из подземного царства, при свете дня теряют свое могущество и власть.

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или же просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным. Сухой и легкий, тяжелый и влажный, он с легкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный, фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие такой простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях.

Песочная терапия – это прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Кроме того, песочная терапия способна помочь нам разобраться в себе, справиться с комплексами. При этом терапевтические сеансы дают ощущение защищенности и полной свободы.

Песочная терапия, по сути, игра. Именно игра помогает детям учиться строить отношения с внешним миром, познавать иго и выражать свои чувства. Но и взрослым полезно иногда поиграть. Так мы словно распахиваем двери для своего творческого начала. А оно в свою очередь придает нам сил для развития и перемен. Песочная терапия – это игра с символами, которые помогают услышать свое «я», которое способно подсказать вам выход из сложившейся ситуации либо пути решения проблемы.

Опытный специалист, внимательно наблюдая за ходом игры, всегда вовремя заметит сложную для ребенка ситуацию и поможет найти варианты ее решения или же скорректирует отношение ребенка к ней.

Песок необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Смешанный с водой песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым, и ему можно придать форму. Можно сказать, что ребенку предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях, как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.

Конечно, арт-терапия не представляет собой чудодейственную силу, способную полностью исправить поведенческие отклонения. Вместе с тем в арт-терапевтическом процессе и ребенок, и взрослый приобретают опыт позитивных индивидуально-личностных изменений. «Исцеляющими» факторами являются групповая сплоченность и поддержка, освоение новых ролей, получение обратной связи в условиях особой доверительной атмосферы.

В педагогическом колледже №6 песочная терапия применяется очень широко. Заместитель директора по научно-методической работе Л.Барсукова совместно с психологом М.Гусевой выпустили книгу «Чудо-песок в практической работе с детьми дошкольного возраста» – методическое пособие для практических работников образовательных учреждений, которое используется как в работе по подготовке будущих специалистов ДОУ, так и в дошкольных образовательных учреждениях. Многие преподаватели педагогического колледжа совместно с психологами используют элементы работы с песком на практических занятиях по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности.

В рамках сотрудничества с дошкольными образовательными учреждениями преподаватели педагогического колледжа №6 проводят мастер-классы и эстафеты педагогического мастерства по использованию инновационных технологий в работе с детьми. Кроме того, в колледже организованы практические семинары по обучению студентов и работников дошкольных учреждений практико-ориентированным технологиям воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Под руководством педагога-психолога ПК №6 И.Ниценко и руководителя структурного подразделения центра игровой поддержки ребенка ЦО №2045 Н.Царьковой совместно с воспитателем Е.Мироновой и психологом Л.Прониной студенты педагогического колледжа провели серию развивающих занятий «Игровые методы на песке».

В педагогическом колледже №6 открыты курсы повышения квалификации «Современные психолого-педагогические интерактивные технологии в условиях модернизации образования», на которых слушатели могут познакомиться со спецификой использования арт-терапевтических технологий в воспитании детей дошкольного возраста.

Н.ТИМОШКИНА, Н.ПАЛАМАРЧУК, преподаватели ПК №6

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте