Элементы дистанционного обучения и цифровые технологии на своих уроках практически не используют 37,3% российских учителей. Как сообщили «Известия», об этом свидетельствуют данные мониторинга Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС. Это следствие относительно низких знаний преподавателей о современных цифровых инструментах и возможности их использования при обучении. В ходе опроса учителя сами оценивали собственные знания в этой сфере. Выяснилось, что «отличниками» себя считают лишь 18% преподавателей, «хорошистами» – 43%, а в отстающих остальные 39%. При этом, даже обладая теоретическими знаниями, некоторые учителя не умеют применять их на практике.
О причинах подобной ситуации размышляют наши эксперты и читатели.
Наталья ТАРАСОВА, директор Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС:
– В марте 2020 года, в начале пандемии, наши исследования показывали, что более 60% учителей считают свои компетенции по работе как с электронной средой, так и со сторонними цифровыми сервисами недостаточными. Работа образовательных организаций в условиях «удаленки» весной – осенью 2020 года поставила учителей перед необходимостью в кратчайшие сроки освоить методики онлайн-обучения, цифровые платформы, различные цифровые инструменты, способы обратной связи с учениками.
В начале 2021 года наши исследования зафиксировали значительное изменение ситуации: 60% составляли уже педагоги, применяющие в работе новые цифровые технологии. 81% респондентов ответили, что используют смешанное обучение в своей работе.
Проведенное исследование также показало, что 65% учителей получали методическую помощь в процессе организации дистанционного/смешанного обучения, и 11% учителей указали, что им методическая помощь не требовалась. Причем 87% продолжают применять дистанционные технологии и по возвращении к очному формату обучения, понимая необходимость их использования в современном мире.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– Элементы дистанционного обучения и цифровые технологии на уроках не являются самоцелью. Они используются там, где это оправданно методически. Многое зависит от того, насколько педагог осведомлен о возможностях цифровых сред или программного обеспечения. Например, есть учителя, которые активно используют в своей работе программы видеомонтажа как для освоения предметного содержания, так и для воспитательного процесса. Ученики делают ролики о Великих географических открытиях, приютах для брошенных животных, своих исследованиях. В ходе съемок, отбора фрагментов для итогового фильма ученики многократно возвращаются к содержанию. Оно лучше запоминается. При этом осваивается и новый цифровой инструмент. Есть место командной работе, распределению ролей, социализации. Один из воспитанников проекта ОНФ «Равные возможности – детям» создал автобиографический мультфильм с сурдопереводом о дружбе со своей собакой. Мальчик, будучи от рождения глухим, постарался сделать картину доступной для сверстников с нарушениями слуха.
Сегодня появляется все больше онлайн-ресурсов, которые должны дать учителям готовые инструменты. Но согласно опросу 2,3 тысячи учителей, проведенному по заказу Сетевого университета «Знание» в 2021 году, качество имеющихся цифровых образовательных сред скорее не устраивает 34% учителей, 14% – полностью не устраивает. Также есть проблемы с оборудованием: только 11% педагогов полностью довольны материально-техническим оснащением кабинета, 27% – полностью не удовлетворены. И речь даже не о цифровых лабораториях и ноутбуках: в некоторых классах не хватает штор, принтеров, мебели. Для развития цифровых инструментов в школе требуется проблему необеспеченности устранить.
Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, доктор философских наук, академик РАО, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»:
– Я думаю, что проблема имеет комплексный характер. Недостаток компетентности учителей не самая главная сложность. Напомню, когда наших детей принудительно переводили на «дистанционку», это имело мало общего с настоящим электронным обучением. «Говорящая голова» в Zoom или Skype – неполноценная замена: настоящее электронное обучение предполагает специальную подготовку, выстраивание презентаций, элементов электронного урока и так далее. Это требует колоссальных затрат времени. Однажды ректор питерского вуза сообщил мне, что подготовка одного электронного урока занимает 25 часов. Позднее я убедился в его правоте на личном опыте. По данным Общероссийского народного фронта, в среднем современный учитель работает на полторы ставки. По данным РАНХиГС, каждый седьмой работает на две. Я знаком с учителями, которые ведут по 40 уроков в неделю. Ключевая проблема – статус педагогического работника! Обучать учителей работе с цифровыми технологиями нужно. Но нельзя думать, что, когда педагог работает за двоих, но не получает даже за себя, он будет тратить массу времени на подготовку к настоящим электронным урокам.
Ольга С., учитель русского языка и литературы сельской школы, Воронежская область:
– Мне кажется, когда говорят об учителях, не использующих дистанционное обучение и цифровые технологии на своих уроках, имеют в виду педагогов из сельской местности. В значительной мере это справедливо. Не потому что мы не хотим применять новые технологии – мы их применяем. В тех школах, где есть хорошая компьютерная техника, экран, проектор, можно использовать дополнительные материалы, готовить презентации, и это оживляет уроки, делает их современными, интересными. Но как только речь заходит о дистанционном обучении, тут-то и начинаются проблемы. В моем классе у половины учеников нет современных телефонов, поэтому они не могут оперативно получать или отправлять задание и уж тем более присутствовать на онлайн-уроке. То же самое можно сказать о компьютерах – они есть не у всех. Но даже если школа выдает компьютер ученику на время пандемии для онлайн-занятий, в селе нет скоростного Интернета. Работать с тем, что есть, – одно расстройство. Думаю, именно из-за этих трудностей большинство учителей не хотят работать онлайн и проводить уроки дистанционно.
Ирина СОБОЛЕВА, методист Карельского института развития образования, Петрозаводск:
– К изменениям, и особенно к перестройке себя, готовы не все. Есть те, кто просто не успевает, но стремится измениться, то есть позитивно относится к новшествам, связанным с применением ИКТ в образовании, и те, кто не хочет этого принять и действует по принципу «я 20 лет так работаю». Применение дистанционных и цифровых технологий в обучении – это прежде всего перестройка методической системы подготовки и проведения урока. А это очень сложная задача, особенно для тех педагогов, которые работают в школе достаточно давно. Я считаю, что учителям нужно хорошее методическое сопровождение со стороны институтов повышения квалификации, методических служб различного уровня. Поэтому так важно сейчас восстанавливать и развивать методическую службу.
Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии частной школы, Санкт-Петербург:
– Думаю, это связано с тем, что большинство учителей продолжают вести конспекты уроков и прочие записи, связанные с подготовкой к занятиям, в тетрадках. Компьютер для них не стал повседневным рабочим инструментом, не заменил бумагу и ручку.
У нас дома компьютер появился в 2000 году, когда дочь поступила на математико-механический факультет СПбГУ. Увидев, как ее однокурсник печатает вслепую, я тоже решила этому научиться. В результате печатаю до 400 знаков в минуту, то есть быстрее, чем пишу от руки. Постепенно перевела все свои материалы к урокам в электронный вид. Сделала презентации. Часть презентаций конвертировала в видеоформат, чтобы можно было смотреть с любого компьютера. Всем этим стала пользоваться на уроках задолго до пандемии. Когда же на нас свалился ковид, на «дистанционку» перешла без проблем – было столько наработок, что времени на подготовку к урокам требовалось не больше, чем при работе в очном формате.
Когда дети вернулись в школу, у меня остались группы для общения по классам, я в эти группы присылаю домашнее задание (это удобно и для тех, кто отсутствовал). Отправляю детям и часть теоретического материала, и видеопрезентации, и условия задач. То есть уроки провожу очно, но продолжаю дополнять их элементами дистанционного обучения.
Александр С., учитель, Великий Новгород:
– Для меня совершенно ясно, что наибольшая часть учителей, не использующих цифровые технологии и дистанционное обучение, – это педагоги сельских школ. Финансовое положение, как правило, не позволяет ученикам и педагогам этих образовательных учреждений приобрести личные ноутбуки или компьютеры. Низкая скорость Интернета не дает возможности полноценно пользоваться даже общешкольными компьютерами, и это проблема уже не только сельских школ, но и многих городских, по крайней мере, в нашей Новгородской области. С другой стороны, есть предметы, для преподавания которых цифровые технологии практически не нужны. К таким предметам я бы отнес, например, физическую культуру. Современные дети и так с малолетства портят глаза и здоровье за компьютерами дома, так обязательно ли применять цифровые технологии в школе в случаях, когда без них можно спокойно обойтись?
Комментарии