“Такая музыка с утра…”
Расскажу о поэтическом содружестве нескольких поэтов из Минска, Риги, Москвы и Новосибирска. Все они выросли из уникального явления, подаренного нынешним временем, – авторской песни. Многолетняя дружба стала не только добрым очагом бесприютным поискам молодых стихотворцев, но и взрастила необходимость запечатлеться в истории, сплотившись еще теснее на страницах поэтического сборника “Весь”, который в свою очередь послужил толчком к созданию отдельного издательства с этим названием. Вышла эта книга в Риге, в издательстве “Полярис” (уже достаточно популярном в сегодняшнем книжном мире), в 1992 году. Таким образом, необходимость друг в друге нескольких людей подарила нам содружество совершенно разных поэтов: Михаила Гончарова, Андрея Анпилова, Михаила Карпачева, Елену Казанцеву, Дмитрия Строцева, Алексея Захаренкова, Марину Гершенович.
За эти четыре года почти у всех появились свои сольные книжечки. Андрей Анпилов сделался настоящим писателем, Дима Строцев – настоящим подвижником в деле организаторском и издательском, Марина Гершенович пишет пьесы для новосибирского детского театра “Смайл”, в котором работает завлитом. Но само существование “Веси” как факта в жизни каждого из них дает возможность, представив всех, рассказать о каждом. Именно этой возможностью я пользуюсь и сегодня представляю самую далекую по географическому расположению точку этого созвездия – поэта из Новосибирска Марину ГЕРШЕНОВИЧ.
* * *
Живет она почти на окраине Новосибирска. Весь круг ее общения: сын, муж да несколько близких друзей, разбросанных по всему свету, две собаки и многочисленные растения в горшочках. Поэтессой я назвать ее не могу. Только – поэтом. Просто не умещается она слогом и мышлением своим в любовно-лирические рамки, да и не только в этом дело. Само право затрагивать и ответственность разрешать глубоко философские вопросы, волнующие человечество на протяжении всей истории культуры и искусства, даются только поэту – той Высшей Волей, которая вправе давать или не давать человеку задумываться на эту тему.
В этом году вышла первая ее самостоятельная книжка “Разговоры на распутье”. У этих стихов началась новая жизнь, и путь к ней пройден по всем историческим канонам: от изустного – к напечатанному. Так, стихи от младенческого, беспомощного состояния, когда их носит сам поэт в своем голосе и сердце, перешли к зрелому возрасту и, встав на ноги, по Воле Божьей, входят в любой дом и остаются там жить или идут дальше, как перехожие калики.
Что дает поэту самостоятельная жизнь его произведений – понятно. Прежде всего – определенную свободу от них, так нужную для произрастания новых ростков души и ее воплощения. А что давали Марине ее не частые, но очень яркие выступления на сцене, где никакой защищенности от мира, даже гитары, – только она, ее голос и ее стихи?
МАРИНА: Самое большее, что они дают, – поддержку, благодаря которой уходит страх, что ты в небытие, как человек, как творческая личность.
– А когда к тебе пришло осознание себя поэтом? Ведь эта данность, насколько я знаю, не подкреплена ни специальным образованием, ни особым признанием?
МАРИНА: В принципе я не думала об этом. Мечтала быть профессиональной пианисткой. Но очень рано поняла, что это невозможно в силу многих и многих обстоятельств. И догадка, может, даже еще не осознание того, что мною мир видим как-то особенно, не так, как другими, пришла тогда, когда окружающие особенно активно пытались меня убедить в нездоровье моего мышления: моих стремлений, интересов, отношения к социуму в конце концов, назвав это просто шизофренией. Все это я говорю чисто о творчестве.
Но все же я не считаю себя самородком. Самородок он и есть самородок: возник, появился. У меня такого ощущения нет. У меня столько сил уходит на то, чтобы просто быть поэтом, что думаешь, может, я и не поэт даже. Ведь я так часто читаю: птичка певчая не знает ни заботы ни труда – ведь все это, должно быть, вроде как лежа на диване?! Раз – и..!
Несколько лет назад мне довелось слышать такую фразу, что в Сибири вообще не может родиться настоящий поэт. Это говорил какой-то журналист, печатавшийся в газетах. И тогда меня эта фраза удивила, даже напугала. Я подумала, ну что же я-то трепыхаюсь, ведь сказано, что в Сибири… И у меня нет желания доказывать обратное, я просто устала.
– Скажи, а стихи помогают тебе в жизни или мешают? Или все же это существует параллельно, не соприкасаясь?
МАРИНА: Я знаю, что в моем одиночестве, если таковое допустимо в будущем (потому что сейчас как раз наоборот – я очень уплотнена людьми), они не будут ни мешать, ни помогать – это будет некая адекватность.
Когда я с людьми нетворческими нахожусь в очень тесном контакте, стихи, само мышление стихами, мне мешают. Тогда их искусственно нужно отодвигать на задний план, если ты действительно хочешь общаться с людьми, просто жить, иначе это невыносимо и несовместимо.
– Значит, стихи для тебя – это нечто постоянно присутствующее, а все остальное – прилагается?
МАРИНА: Да, это так.
Но по-настоящему раскрыть мир художника могут только его творения, поэтому предоставим самое главное – рассказать о поэте его стихам из нового поэтического сборника “Разговоры на распутье”.
Елена ФРОЛОВА
Марина ГЕРШЕНОВИЧ
Все горше звук и голос ниже, –
то колокол в рассветной нише
перешагнул
порог молчания и боли…
Протяжней ветра в чистом поле
тот звон и гул.
Звони, звонарь, повсюду люди.
Не тишина, так гром орудий
сведут с ума.
Он, колокол, поет на счастье,
пускай поет, он языкастей,
чем жизнь сама.
Он, окаянный, знает силу,
ты бьешь в него, он бьется с тылу
с тобой;
он крепко держится за небо
и голосит не ради хлеба
и ни по ком.
* * *
как будто где-то,
рядом где-то
трепещет тонкая струна,
непозабытая, задетая
случайно, нервная струна.
Такая музыка с утра.
Дожди, холодные скворешни,
грибница мокрого двора –
мое родное побережье
растрепанное в пух и прах,
что дивный джаз во время оно.
Саднит гортань, и на губах
вскипает пена саксофона.
Какому надо пустяку
к какому берегу причалить,
когда окрестную тоску
разбитой лодкою качает?
По эту сторону окна
мой певчий зяблик, мой сторонник
молчит. Колеблется струна,
герань врастает в подоконник.
Здесь, за кирпичною стеной,
любая живность мной искома,
здесь замурована в одной
из старых стен, в одной из комнат
какая-то больная глушь…
Где голос зяблика? Слова
не важны, спой мне, птичка, спой мне!
Твоя ли правда, что сперва
и прежде чем запеть, был пойман?
Но нет на то моей вины,
о покаянии не мыслю –
есть нечто близкое по смыслу,
как трепетание струны.
Закладка в книге
Кто-нибудь утром проснется
сегодня и ахнет,
и удивится – как близко черемухой пахнет,
пахнет влюбленностью,
пахнет любовным признаньем,
жизнь впереди – как еще
не раскрытая книга.
Кто-нибудь утром проснется
сегодня и ахнет,
и удивится – как быстро черемуха чахнет,
сохнет под окнами деревце,
вьюгою пахнет,
пахнет снегами, морозом,
зимой, холодами.
Кто-нибудь утром сегодня совсем
не проснется,
кто-нибудь тихо губами к
губам прикоснется
и задохнется – как пахнет
бинтами и йодом,
и стеарином, и свежей доскою сосновой.
В утреннем воздухе пахнет
бинтами и йодом,
и стеарином, и свежей доскою сосновой,
пахнет снегами, морозом, зимой,
холодами
и – ничего не поделать –
черемухой пахнет.
Пахнет черемухой в утреннем воздухе
раннем.
Пахнет влюбленностью,
пахнет любовным признаньем.
Что бы там ни было с нами, но
снова и снова
пахнет черемухой – и ничего не поделать!
Юрий ЛЕВИТАНСКИЙ
От издателя
В 1995 году Юрий Левитанский был наконец-то удостоен давно заслуженной им Государственной премии России. На церемонии вручения, которая состоялась 7 июня в Кремле, поэт, оставаясь по обыкновению независимым в своих взглядах и суждениях от власти предержащих, высказал те горькие слова, которые у многих его коллег вертятся на языке, но почему-то редко выносятся на торжественные действа, подобные этому.
“…Я благодарен судьбе за то, что выжил на той войне и после нее, что дожил до этих дней и до дня сегодняшнего.
Я сердечно признателен моим коллегам и всем тем, кто счел меня достойным этой сегодняшней награды и отдал свои голоса за меня, за мою работу.
Наверное, я должен бы выразить благодарность также и власти, но с нею, с властью, тут дело обстоит сложнее, ибо далеко не все слова ее, дела и поступки сегодня я разделяю. Особенно все то, что связано с войной в Чечне – мысль о том, что опять людей убивают как бы с моего молчаливого согласия, – эта мысль для меня воистину невыносима. За моими плечами четыре года той большой войны, и еще маленькая война с японцами, и еще многое другое – думаю, что я имею право сказать об этом. Я понимаю, что я несколько испортил нынешний праздник, но если бы я этого не сказал, не сказал того, что я думаю и чувствую, я не был бы достоин высокой литературной премии России…”
Вместо эпилога
уже за той чертой, за тем порогом?
А дальше будет фабула иная
и новым завершится эпилогом.
И, не чураясь фабулы вчерашней,
пока другая наново творится,
неповторимость этого мгновенья
в каком-то новом лике повторится.
И станет совершенно очевидным,
пока творится новая дорога,
что в эпилоге были уже зерна
и нового начала, и пролога.
И снова будет дождь бродить по саду,
и будет пахнуть сад светло и влажно.
А будет это с нами иль не с нами –
по существу не так уж это важно.
И кто-то вскрикнет:
Нет, не уезжайте!
Я пропаду! Пущусь за вами следом!.. –
А будет это с нами иль с другими –
в конечном счете, суть уже не в этом.
И кто-то от обиды задохнется,
и кто-то от восторга онемеет…
А будет это с нами или с кем-то –
в конце концов значенья не имеет.
“лошадь пржвальского…”
Комментарии