ОТ АВТОРА
Ах, какое удовольствие что-то произнести или написать в рифму, даже говорят иногда: “Смотри, получилась рифма!”
Написать эпиграмму очень трудно, потому что ценность ее в том, что, чем она полнее по содержанию, тем должна быть лаконичнее по форме.
Жаль, что в последнее время появилось много ходячих списков так называемых эпиграмм Гафта – это сборная солянка неизвестных авторов, но все почему-то приписывается мне. Может быть, кто-то думает, что Гафт – это не фамилия, а издательство.
Очень рад появлению этой книжечки. Здесь все только мое. Я не профессионал и никогда не думал печататься. Если бы я думал об этом, у меня ничего не получилось бы.
С уважением к моим читателям, В.ГАФТ
Стихи
ОГОНЬ
Есть у огня свои законы.
Огонь войны – в людей вселяет страх.
Покоем дышит он в каминах и кострах.
Но есть огонь невидимый – иконы.
О, как блаженно жгут лучи твои,
Сжигай меня, икона, я не струшу,
Я знаю, ты сожжешь грехи мои,
Чтоб отогреть измученную душу.
ТРАГЕДИЯ
Платок потерян и браслет,
Нет Дездемоны, Нины нет,
Сошел с ума Арбенин, и Отелло
Кинжалом острым грудь себе рассек.
Несовершенен человек,
Хоть Ум есть, и Душа, и Тело,
И есть Язык, и Слово есть,
И, к сожалению, возможно
Попрать Достоинство и Честь,
И Правду перепутать с Ложью.
Эпиграммы
З.ГЕРДТУ
О, Необыкновенный Гердт,
Он сохранил с поры военной
Одну из самых лучших черт –
Колено он непреклоненный.
Н.НЕГОДЕ
Всю обнажить себя в искусстве –
Такая у Негоды страсть.
В картине оголила чувства,
В “Плейбое” – остальную часть.
И.МИРОШНИЧЕНКО
В таланте у Мирошниченко
Все краски есть и все оттенки,
Но самая большая краска,
Когда лицо почти как маска.
Т.АБУЛАДЗЕ
(На фильм “Покаяние”)
Душили слезы и брало отчаянье,
Но становилось на душе светлей.
Спасибо, Грузия, за покаяние,
За то, что дожили до этих дней.
(Из книги “Стихи и эпиграммы”. ВТПО “Союзтеатр”, Москва)
Закладка в книге
“Мы с сестрой полагали, что драгоценный иллюстрированный журнал в нашей нищенской жизни – почти неприличен. Это же касалось и лишней комнаты. Разве нельзя обойтись без журнала, без комнаты? Разве это предметы первой необходимости?
Но мы не понимали тогда, что у нас и у матери были разные взгляды на то, что считать первой необходимостью. Мы-то не помнили, не знали иной жизни, кроме эмигрантской. Мать сложилась и выросла в условиях совершенно других. И знала то, чего мы знать не могли: человеку, развившему свой интеллект, легче переносить невзгоды, ибо обеспечен тыл, куда можно уйти. Жизнь не удалась, рухнуло то и рухнуло это, но остаются книги, музыка, живопись, и тот, кто способен этим наслаждаться, – выстоит, не пропадет. “Пока есть книги, жизнь еще хороша!” – писала мать в дневнике. Этот тыл она стремилась обеспечить и дочерям. Сунула меня в Ориентальный институт именно для “общего развития”.
Наталья ИЛЬИНА
“Дороги и судьбы”, Москва, “Московский рабочий”, 1991 г.
* * *
Бабочки хохочут, как безумные,
Вьются хороводы милых дур
По лазурному нагромождению
Стереометрических фигур:
Учит их всей этой математике
Голенький и розовый амур.
Хореографическим училищем,
Карнавальным молодым вином
Отдает июньская сумятица
Бабочек, играющих с огнем,
Перебрасывающихся бисером
Со своим крылатым вожаком.
И уносит их ватагу школьную,
Хрупкую, бездушную, безвольную,
Ветер, в жизнь входящий напролом.
Арсений Тарковский
1978
Разбегается смутное время…
На Высших литературных курсах при Литературном институте им. Горького учатся молодые и зрелые поэты из самых разных точек бывшего Союза.
Сегодня очень многие говорят о потере читательского интереса к подлинной литературе. Киоски и книжные магазины завалены боевиками, триллерами, дешевыми любовными романами, легковесными журнальчиками. Да и художественные-то книги, претендующие на высокую культуру, мало кого привлекают. В этом случае припоминается полузабытая притча…
Один святой увидел входящего в храм беса в образе священника. Подумал: вот он начнет говорить богомерзкие речи, и я его обличу, покажу людям подлинное лицо лукавого! Но бес говорил все верно: о любви к ближнему, о покорности Божьей воле, о покаянии. При выходе святой поделился с ним своими мыслями и удивился словам: “Речи-то, может, говорились правильные, да вот только душевного жара я в них не вкладывал…”
Вот, пожалуй, и главная разгадка потери читательского интереса к иным произведениям: когда нет душевного жара – нет и литературы! Для оценки творчества нами ставится высочайшая планка. А учиться еще всем нам ой как нужно!
Леонид Сидо╡ов из Сургута. Бывший морской пехотинец больше десяти лет живет в Сибири, родители же его – в Белоруссии. Любимым поэтом называет Александра Блока. Основные темы – любовь, чувство сопричастности к жизни поколения, поиск своего пути:
По моим полнокровным сосудам
Разбегается смутное время…
Как человек действия, он нуждается в душевном равновесии и упорядочении мыслей. Автобиографично и ярко написано стихотворение “Прощание с парашютом”:
Последний взлет. Прыжок.
В душе озноб,
И ощущенье неба –
как вначале.
Благодарю
Все двадцать восемь строп,
Что с высотою жизнь мою связали.
Благодарю…
Прощай, мой друг, мой свет.
Я ухожу,
Счастливо оставаться!
Ты небесам передавай привет
И не забудь,
Взлетая, раскрываться.
Ярко заявил о себе и поэт из Самары Евгений Се╝и╖ев. Автор трех поэтических сборников словно еще раз пытается всем доказать, что “нынешнее смутное время минет, и Россия – небесная крепь – вновь воссияет от Земли до Неба”, как написано в предисловии к его книге.
Не обижайся, мой художник,
Такой я странный человек.
Сегодня я – печальный дождик,
А завтра – странствующий снег.
Не получаются наброски
Отнюдь не по твоей вине.
Лиловый дым от папироски
Расскажет больше обо мне…
Издатель из Луганска Владимир п╡окопенко (псевдоним Владимир Казьмин) редактировал у себя на родине книгу памяти “Афганская голгофа”. Он сам воевал в Афганистане и поэтому книгу о воинах-интернационалистах, погибших на этой войне, считает главным делом своей жизни. Пишет стихи и песни. Особенно запоминается песня “Зеленая зона”:
…Зеленая зона, зеленая зона,
И крики: “Патронов, патронов, старик!”
Зеленая зона далеко от дома,
Далеко от дома, от нашей земли!
Владимир Ульянов (пишет под псевдонимом Демурин) живет в Оренбурге. Работал электриком, дорожником, штукатуром-маляром, журналистом. Человек сложной судьбы и непростой биографии, он и в Москве не падает духом: помимо учебы подрабатывает на рынке, материально поддерживает семью. Продолжает лучшие традиции Бунина и Рубцова:
Прощай, прощай! Оборваны
свиданья,
А все глаза во след тебе глядят.
Уже не петь, а жить воспоминаньем,
Не возвращая ничего назад.
А гривы рощ так огненны, так желты,
И шорох, шелест, лепетанье, стон…
Как будто недосказанное что-то
Еще во мне, еще со всех сторон.
Особенно близка уральцу тема родной природы.
Угор. В низине плещет бойкий лист.
Пяток осинок ветками сплелись.
А все уж лес! И мило, и люблю.
Торжественно под сень его ступлю…
…Но, как ни больно за былую Русь,
Я эту виноватить не берусь…
Холодным льдом и металлическим блеском хоккеиста отличаются стихи Андрея Ско╡инкина из Белоруссии. Его творчество, как отмечено в предисловии к сборнику “Ночной певец”, “…создает впечатление какого-то бесконечного трагикомического карнавала…” Внешне довольно строгий и подтянутый, мастер в смутном и противоречивом мире страстей живет непросто. Его метания между Светом и тьмой порой заводят в тупик самого автора. Для выхода из таких тупиков и нужна многим из нас Москва, школа мастерства и взаимопонимания:
Что ты смотришь с завистью,
прохожий,
Как взмывают птицы в небеса,
Души человеческие тоже
Могут испаряться, как роса…
В чем-то близка поэзии Скоринкина и творческая школа Владимира Со╡о╖кина. Та же холодная расчетливость, оторванность от жизни, снежность и льдистость. И не случайно, видимо, поэт назвал свой сборник “Луна”. Живет он в Брянске. Наиболее характерными можно назвать строчки из стихотворения “Сумерки”:
Темнеет – выпукло и круто,
Сплетая вместе, заодно
Деревья, стены… и округа
В сплошное сходится пятно.
И различаешь, вновь не к месту,
Случайный взгляд, лицо из тьмы,
Где нет уже различья между
Сошедшей тенью и людьми.
Владимир окончил Брянский технологический институт, публиковался в коллективных сборниках “Любовь моя – Россия”, “Напев”, “Острова”. Очень скрупулезно разбирает рукописи собратьев по перу.
Молчалив и сдержан в оценках пермяк [[smpbold]]рий Калашников. Бывший сельский житель, он драматично переживает противоречия между городом и деревней, ностальгически заполняет свое творчество видами природы:
Кирпичные трубы дымили
В убогий уездный покой:
Мы жили…
Да разве мы жили
В сгоревшей избе за рекой.
Неприкаянная, многоцветная Россия, как в прозрачном затоне, отражается в стихах слушателей ВЛК. О трудной женской доле скорбит уралочка Диана Канн, снежная Якутия снится Варваре даниловой.
Полнит свои откровения Сылдыс донгак из-под Тувы:
Слезы мои, что во сне проливаются,
В море бушующем растворяются.
Слезы ночные – молчанье озер,
Омут бездонный меж грозных гор.
Слезы мои чисты и беспечны,
Словно река любви бесконечной.
(перевод с тувинского В.М.)
Владимир МАКСИМЦОВ, поэт, член Союза писателей России
Комментарии