search
main
0

А вы читали?

Когда-то я часто печаталась в вашей газете (работая учителем), редакция тех лет даже приглашала меня присылать материал, и все проходило (к моей радости). Я понимаю, что все сейчас поменялось. Поэтому не удивлюсь, если откажете. Единственное, о чем прошу: отказывая, хоть как-то мотивируйте это, чтобы я не начала комплексовать. Мне сейчас нужна

поддержка как моральная, так и материальная. Я на пенсии, а Украина бедствует. Тем более мы, бывшие преподаватели русской литературы и языка. Нас, можно сказать, уничтожили “как класс”. Я успела выпустить книгу рассказов в 1988 г., а в 91-м г. – молодежную повесть (была в плане) вернули, т.к. я – “русскоязычная”, несмотря на прекрасные рецензии.

Народ ахает…

е задаю вопрос из советской хрестоматии: с кем вы, мастера культуры? Ибо ответ у вас всегда готов. Конечно же, с народом, горячо любимым. Особенно сейчас, когда можно все, что захочется, и вы торопитесь слиться с ним до полного растворения. Чтоб уже никаких признаков различия не осталось. И не девиз “культуру в массы”, а другой – “культуру из масс” – стремитесь воплотить в жизнь. И правду жизни отражаете теперь снизу – с задворков, нужников, помоек и прочих накопителей грязи, то бишь “правды”. Филологи побросали свои диссертации про русских гениев и кинулись изучать заборно-туалетный фольклор – как доказательство богатства русского языка, составлять словари ненормативной лексики, расхваливать Баркова, обильно цитируя первоисточник. Вспомнили, что Пушкин тоже баловался странными стишками, а ведь гений был! Правда, упомянуть забыли, что при дамах он не выражался, стишки не печатал, развлекал ими мужскую компанию.

Вы решили, что раз народ уважает именно такую словесность, то она достойна пропаганды, и нести ее надо туда, где людно, – в зрительные залы и к телевизору. Невежественный мужик матерится без затей, так покажем ему свое мастерство, на то мы и таланты. Вот ахнет!

И народ ахает. Кто от чего. Один – от восхищения, что Никита Михалков, несмотря на дворянское происхождение, свой мужик в доску: в последних фильмах уже без мата не обходится. Другой ахает от изумления: вот уж и Рязанов устами Лии Ахеджаковой матюками заговорил (“Небеса обетованные”)… Третий – от возмущения, что в фильме “Окно в Париж” мат густым столбом стоит – прямо как в очереди алкашей. Это значит, чтоб мы не перепутали, где Париж, а где родная матушка Россия.

Матерится эстет Виктюк прямо на киевской встрече с творческой интеллигенцией и даже не чувствует, что шокирует этим собратьев по искусству. Разделяет, видимо, взгляды поэта и певца Градского, который как-то в интервью одной солидной газете утверждал, что “красиво, изысканно” материться – это привилегия интеллигенции, а не простого народа, а сам он “жизни себе не представляет без мата” (что и продемонстрировал тут же удивленной журналистке).

Но все рекорды побил поэт-песенник Илья Резник в недавнем фильме про Аллу Пугачеву, когда в ее присутствии прочитал препохабные частушки с безобразным матом (собственного изготовления), а та только со смехом комментировала их… Рядом с этими заборными шедеврами песенника с благородной внешностью эстрадная пошлятина на туалетно-фекальную тематику, которой нас потчуют любимые народом юмористы, кажется детским лепетом. Неужто от глотка свободы враз поглупели и наши кумиры Шифрин, Хазанов, Петросян?

Мат реабилитирован даже в толстых журналах с их интеллигентными главными редакторами. Вольготно гуляет на страницах “Знамени”, “Нового мира” без всяких там шлейфов в виде троеточия, так жестоко высмеянного, словно в нем, а не в матерном слове кроется зло.

И вот хочется спросить у всех вас, господа писатели, поэты, артисты, журналисты, режиссеры и прочие “проводники культуры”: совесть у вас есть? Может, вы позабыли, что общество наше состоит пока не только из хулиганов, уголовников, проституток и всякого иного быдла? Оглянитесь! Есть еще не до конца добитая временем интеллигенция (не во вкусе Градского – настоящая), есть ПРОСТО ПРИЛИЧНЫЕ люди, выросшие в семьях, где традиционно, из поколения в поколение не матерятся, но прекрасно обходятся литературным языком для выражения чувств и мыслей. Хватает им, понимаете, нормативной лексики, хотя они понимают не меньше вас, что НЕнормативную не истребишь, место ей всегда найдется не только на заборах, так что можете не переживать, что истощится богатство русского языка, когда рухнут последние заборы. И если у вас самих есть такая потребность материться вслух, делайте это в кругу СВОЕЙ семьи, своей компании или сбивайте оскомину, публикуясь в бульварных газетках. Ну в крайнем случае можете выйти на лестничную площадку и написать любое коротенькое слово на стенке. Но не навязывайте нам, народу, свои представления о красоте и пользе, не вдалбливайте в головы нашим детям и внукам, что их отцы и деды – просто ханжи, несовременные типы, что целомудрие страшнее распущенности, а категория стыдливости достойна осмеяния, так она устарела.

Осрамившись с функцией воспитателя коммунистических идеалов, вы словно забыли, что пока еще существуют идеалы общечеловеческие. И, сидя в сточной канаве рядом с невежественным мужиком, вы вряд ли поможете ему выбраться оттуда. Скорее рискуете засидеться там сами. Недаром же любимый вами народ серьезно полагает, что на ваших сьемочных площадках бордель, за кулисами театров – тоже (раз на сцене его так здорово имитируют), что все певцы – алкоголики, а танцоры – голубые сплошь, что писатели и поэты матерщинники и опять же – алкаши. Свой имидж вы формируете сами, сетовать не на кого. Но нас-то зачем тыкать в грязь носом?

Обидно, что замолчали хорошие детские писатели, ученые-филологи, детские режиссеры – не бьют тревогу. И не в цензуре дело. А в совести тех, кто имеет хоть малейшее отношение к формированию наших эстетических и нравственных представлений о мире.

Людмила ВОЛКОВА

Днепропетровск,

Украина

Молчащий человек – писатель

Свою “одну книгу” – “Империю в четырех измерениях” – я уже написал, закончил. Мне трудно точно определить природу моей книги, это, что ли, аутентичная литература, то есть отражение реальности, немой, молчаливой, молчащей. Такую книгу я закончил, следовательно, моя жизнь как бы окончилась. А сейчас я пишу книгу фантазии, она началась с романа “Преподаватель симметрии”. Есть еще одна – это книга статей, эссе, занимающая как бы промежуточное место между двумя.

Литература для разных людей означает разные вещи, иногда противоположные. Для меня литература – это попытка обретения реальности, состояние почти молитвенное. Способы обретения реальности – разные, один из них – литература. В некоторых случаях она принимает форму молчания. Молчать тоже надо уметь. Наши лучшие писатели выстрадали молчание, как слово. Гибли. Юрий Казаков и Венедикт Ерофеев умели молчать. А вообще я представляю себе сейчас будущего писателя как молчащего человека. Он ничего не будет производить, кроме отношения к слову. Это самое важное.

Мы не можем войти в цивилизацию из-за нашего отношения к собственному прошлому. И оно нам мстит, мстит и мстит, и мы ввергаемся в новые и новые катастрофы. Нужен застой, нужна анархия, нужно деление времени, и если это состояние продлится, то мы придем к результатам – к тому, что прорастет одно в другое, прирастет менталитет народа к истории, наше прошлое станет частью нашего сознания. Надо впустить в себя то, что было. Тогда мы двинемся дальше.

Андрей БИТОВ

Закладка в книге

Квартира тиха как бумага.

Пустая, без всяких затей,

И слышно, как булькает влага

По трубам внутри батарей.

Имущество в полном порядке,

Лягушкой застыл телефон,

Видавшие виды манатки

На улицу просятся вон.

А стены проклятые тонки,

И некуда больше бежать,

И я, как дурак, на гребенке

Обязан кому-то играть.

Наглей комсомольской ячейки

И вузовской песни бойчей,

Присевших на школьной

скамейке

Учить щебетать палачей.

Какой-нибудь изобразитель,

Чесатель колхозного льна,

Чернила и крови смеситель,

Достоин такого рожна.

Какой-нибудь честный

предатель

Проваренный в чистках,

как соль,

Жены и детей содержатель

Такую ухлопает моль.

Пайковые книги читаю,

Пеньковые речи ловлю

И грозное баюшки-баю

Кулацкому баю пою.

И столько мучительной злости

Таит в себе каждый намек,

Как будто вколачивал гвозди

Некрасова здесь молоток.

Давай же с тобой, как

на плахе,

За семьдесят лет начинать,

Тебе, старику и неряхе,

Пора сапогами стучать.

Но вместо ключа Ипокрены

Давнишнего страха струя

Ворвется в халтурные стены

Московского злого жилья.

Осип МАНДЕЛЬШТАМ

Ноябрь 1933 года

Спорт

Мускулы XXI века

В последнем (N52) “УГ” прошлого года мы пригласили всех школьников России принять участие в конкурсе – командном турнире по армрестлингу – борьбе на руках. Вместе с нашим главным партнером – президентом профессиональной лиги силовых шоу-программ “Интерстронг” Олегом Горюновым мы познакомили читателей “УГ” с положением об этом удивительном турнире.

Но среди наших читателей раздаются и такие вопросы: а насколько серьезен этот вид, ведь он не входит в программу Олимпийских игр? Действительно это так. Но эти состязания просты только с виду. А свою мировую популярность они завоевали уже давно. Проводятся чемпионаты стран, Европы и мира.

В России уже есть немало титулованных спортсменов в этом виде. С ними мы попросили познакомить наших читателей пресс-секретаря Всероссийской федерации армрестлинга, корреспондента ИТАР-ТАСС Юрия х╡о╝ова.

мужчин титул самого сильного в мире неофициально “закреплен” за чемпионом мира среди штангистов-супертяжеловесов, у женщин такая квалификация более условна, поскольку в силовых видах и в борьбе они утвердились не так давно. Тем не менее и у представительниц прекрасного пола есть несколько кандидаток на звание самой сильной. Одна из первых – Вика Габагкова из Северной Осетии – Алании – шестикратная чемпионка мира по армрестлингу.

Для людей не очень сведущих в спорте можно пояснить: Вика Габагкова – именно та спортсменка, которая прервала победную серию в армрестлинге легендарной москвички Ирины Турчинской – героини многих теле- и радиорепортажей, очерков. Еще года два назад казалось, что Ирине суждена долгая и счастливая жизнь в спорте, достойных соперниц не было видно. Но вот появилась Вика…

Собственно, их знакомство состоялось около четырех лет назад на открытом чемпионате Москвы. Вика выступала в роли “зеленого” новичка. Она, еще год назад не представлявшая, как женщины могут бороться на руках. Недавнюю выпускницу ПТУ – повара по профессии – привел в секцию армрестлинга общества “Урожай” ее односельчанин – ныне неоднократный чемпион мира Казбек Золоев. А секцией руководил человек незаурядный, известный не только на Кавказе, но и во всей стране – бывший штангист-тяжеловес Асланбек Еналдиев – соперник олимпийского чемпиона Леонида Жаботинского.

На том московском чемпионате никому не известная дебютантка неожиданно победила Ирину, которая затем в финале взяла реванш. Именно Ирина Турчинская невольно оказалась “виновницей” неожиданного поворота в судьбе соперницы. Их встреча на чемпионате России-92 закончилась травмой Габагковой – у нее оказалось сломанным предплечье. Для восстановления сначала потребовалось искусство врача-ортопеда из Северной Осетии Казбека Кудзаева, а затем неукротимое желание вернуться в строй самой Вики и ее наставника. К удивлению многих, Габагкова через год вернулась к борцовскому столу и стала чемпионкой мира-93 в Москве в категории до 70 кг, а Турчинская первенствовала в двух более тяжелых весах. Но уже с 1994 года Вика Габагкова уверенно взяла реванш у главной конкурентки, и теперь ей тоже нет равных.

Вика очень рада, что теперь возможность помериться силами в ее любимом виде спорта есть у всех ребят. Но особого успеха она желает девчонкам и дает им совет: “Не робеть!”

сли бы в армрестлинге существовал приз “За прогресс в спортивных достижениях”, то в сезоне 1995 года он наверняка достался бы студенту Российской академии физкультуры Игорю Грушникову. Хотя титулованных мастеров в этом виде в России немало, но стать чемпионом мира и двукратным победителем европейских первенств в 21 год – весомый результат. Четыре года назад Игорь пришел в секцию армрестлинга в МГУ, которой руководит нынешний наставник сборной страны и первый заслуженный тренер Российской Федерации по этому виду борьбы Евгений Усанов. Игорь не был новичком в спорте: с десяти лет он занимался греко-римской борьбой, но травма позвоночника заставила его сменить амплуа. Целеустремленность и трудолюбие, на которые сразу обратил внимание тренер, позволили быстро освоиться ему у борцовского стола. Уже в 1992 году, дебютируя на чемпионате России в подмосковном Калининграде, он стал победителем в борьбе левой рукой. А в 1994 году в мире армрестлинга скромного российского парня уже заметили и на международной арене. Он стал призером мирового первенства в Швеции в категории до 65 кг и чемпионом Европы, а в минувшем сезоне ему уже не было равных на чемпионатах мира и Европы.

Грушников – один из тех, кто своими успехами позволил российской сборной дважды подряд выиграть на мировых первенствах первое общекомандное место. Сейчас он работает и выступает за подмосковный подольский клуб “Витязь”.

Летом 1996 года Игорь Грушников закончил учебу, получил диплом тренера, хотя не оставил спорт, к которому относится очень профессионально. Он считает, что армрестлинг является той основой, которая поможет укрепиться в этой жизни даже в материальном смысле. Он мечтает открыть клуб армрестлинга в родном Подольске, отвлечь спортом сильных и мужественных подростков с улицы. О детях он не может не думать: у самого растет Аленка, которой 2 года, а мечты и планы чемпиона разделяет его жена Татьяна. Они очень подходят друг другу, что было видно на одной из презентаций к седьмому международному турниру “Золотой медведь” в московском баре “Утопия”. Там Игорь и Таня отличились в танцах (после того, как атлет победил в соревнованиях) и получили приз для самой очаровательной пары. Игорь готов со своими юными воспитанниками участвовать в конкурсе “УГ”.

Фото Владимира МОРОЗОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте