Весна прошлого года, которую еще долго не забудут. Эпидемия коронавируса. Люди не выходили из дома. Пока одни впадали в пучину кризиса и безнадежности, другие меняли вектор своей жизни. Десятиклассник (в тот год) нашей школы мечтал получить главную роль в фильме, а стал юным писателем. Артем БЕЛЫЙ поделился с нами историей написания своей книги «Орден Белого Креста».
– Артем, написание книги – сложный процесс. Нужна сильная моральная выдержка, чтобы не перегореть и закончить начатое. Были ли моменты, когда кончались силы, хотелось все бросить? Как ты с этим справлялся?
– Безусловно, были моменты, когда не было вдохновения, мысль не шла, получался сырой текст. Перечитываешь, тебе не нравится. Ощущение, как будто это писал пятилетний ребенок! Чтобы исправиться, просто абстрагируешься от книги, занимаешься чем-то другим: на гитаре побренчал, поделал уроки, почитал. Потом возвращаешься с чашкой чая, ловишь мысль и продолжаешь писать. Иногда были другие моменты… Некоторые люди на начальном этапе говорили мне, что я ничего не напишу. И если к концу написания книги одни люди извинялись, то другие говорили: «Вот напишешь ты, а что дальше? Выбросишь? Просто на полку поставишь?» Я действительно начинал задумываться, что будет дальше. Хотелось бросить, когда люди подначивали и говорили, что трачу время впустую.
– Да, поддержка близких людей важна в каждом начинании. Среди твоего окружения были люди, которые подбадривали тебя?
– Конечно. Это были родители и друзья. Дедушка сначала говорил: «Попиши, попиши, я знаю, что ты бросишь… не трать время и набросай лучше про что-нибудь другое, например про природу». А к концу книги он сам периодически приходил, торопя быстрее закончить. Мама тоже ждала момента, когда допишу книгу. Друзья в основном относились скептически, но были и те, кому интересно узнать, на что способен мой мозг, что я могу представить на выходе. Мой одноклассник до последней минуты говорил мне, что просто сорвусь. Как только я поставил финальную точку и сохранил файл, сообщил ему об этом и доказал, на что способен. С другим одноклассником я поспорил на сто рублей. Когда выложился на ЛитРес, кинул ему ссылку на сайт, где опубликована книга. Через 5 минут деньги прилетели на мой телефон.
– Как тебе впервые пришла идея написать «Орден Белого Креста»?
– У меня есть друг, который сам снимает фильмы. Я помогал в съемках, а когда пришел на премьеру, то сказал ему: «Слушай, ты можешь снять фильм со мной в главной роли?» На что мой друг согласился, но при условии, что я напишу сценарий к этому фильму. Я решил: это вызов. Начал писать. В один момент мне говорят, что слишком большой хронометраж, надо либо резать, либо написанный мной сценарий не вставляют. Мою фантазию было уже не остановить, и чтобы куда-то ее излить, я решил, что раз друг отказывается, то возьму и напишу книгу.
– Писать книгу во время карантина – трудная работа. Нужна постоянная организация времени, чтобы его хватало на учебу и другие дела. Опиши свой график работы над страницами произведения.
– Писал в основном в свободное время, мне это было интересно. У меня был план: на каждую главу примерно по 20 страниц. Я старался выдавать минимум две страницы ежедневно, чтобы как можно быстрее закончить книгу. Иногда мог писать до пяти страниц в день. Когда была нехватка вдохновения, мог меньше, но старался придерживаться графика.
– Чтобы написать книгу, нужно четко продумать художественное пространство, приблизительный сюжет. Между твоей книгой и серией фэнтези романов «Ведьмак» есть некоторое сходство. Ты вдохновлялся вселенной Анджея Сапковского?
– Да, безусловно. Вдохновлялся и делал в своей книге отсылки к его творчеству, некоторые факты переворачивал. Я старался, чтобы читатели узнавали «Ведьмака», но это не было плагиатом. Если ведьмак бедный, люди его ненавидят и презирают, он живет от заказа до заказа, то Имруса (главного героя «Ордена Белого Креста»), наоборот, люди любят, с деньгами у него все хорошо, хотя он тоже одиночка, выполняет заказы и странствует по миру. В этом плане они отличаются: один выродок, по Сапковскому, а другой герой.
– Расскажи о мире, в котором происходит развитие событий. Насколько люди владеют магией, каков уровень технического прогресса?
– Это другой мир, эпоха такая же, как у нас в ХIV веке. В основном, когда пишут фэнтези, подразумевают, что есть магия, если приходит зло, собираются великие маги и борются с ним. В этот раз я хотел создать фэнтези, в котором именно сам человек может бороться со злом. Когда появились демоны, людям приходилось выкручиваться без магии, ведь у них ничего не было, кроме вил и мечей. Члены ордена Белого Креста тоже не маги, они, по сути, смесь психологов, священников и воинов.
– Как ты придумал образ Имруса, его внешность, манеру поведения?
– Скажем так, это тот идеал, к которому я хочу стремиться, именно то, что должно быть в мужчине и чему я стараюсь соответствовать. Просто помогать людям, делать добро, быть сильным и стойким, чтобы незначительные трудности не могли тебя сломить.
– Есть ли у персонажей «Ордена Белого Креста» прототипы?
– Один из героев, Эрно, списан с друга моего детства. Немного пугливый, боязливый, но всегда вытаскивал меня откуда-то. Все другие образы собирательные. Даже если были какие-то черты близких людей, то они были добавочные, как в случае с Имрусом: где-то идеализированы, где-то, напротив, немного подпорчены.
– Продолжая тему реальных прототипов: искусственный язык в книге, который встречается несколько раз, – это смесь каких–то существующих языков?
– Это набор букв, звуков, а между частями слова обязательный апостроф. Главное, чтобы было созвучно. Например, «тинта эб’ель кунат».
– У современных писателей есть целые агентства, которые помогают в написании книги: редактируют, занимаются вопросами. Были ли люди, которые помогали тебе с созданием книги?
– Идеи касательно сюжета шли только мои. Редактором выступала наша учительница литературы Светлана Леонидовна Маслова. Было немного страшно ей писать, но она согласилась и прочитала книгу. Потом мы договорились встретиться в школе. Она указала мне на грамматические и пунктуационные ошибки. В книге многое изменилось: поменялись некоторые крылатые выражения, что-то добавилось, изменилась лексика. Также помогали друзья. Я долго не мог придумать аннотацию, которая хорошо бы рассказала, о чем книга, и не выдавала спойлеров, потому что у меня формально первая половина – это одно, а вторая – в корне другое. Мой друг Михаил помог написать ее, направить мысли в нужное русло. Потом он ездил по различным литературным фондам, куда я пытался отослать книгу.
– Уверена, тебе хочется иметь на своей полке твое самое первое литературное творение. Ты задумывался о том, чтобы печататься?
– Я нашел фонд помощи молодым писателям. Хочу печататься, так как книга уже есть на ЛитРесе в открытом доступе, ее можно купить и почитать. Сначала мне нужно договориться с ними, а потом уже вместе дальше действовать.
– Если у тебя все–таки получится напечатать книгу, читатели не пройдут мимо необычной обложки. Почему именно такой рисунок ты решил использовать?
– Обложку мы обсуждали с художником. Сейчас обложка нравится больше, чем была на ранних этапах, когда хотелось минимализма. Поначалу это должен был быть просто какой-то символ, например флаг с белым крестом. В итоге мы с художником пришли к двум возможным вариантам: первый, где в луже лежит кусок ткани с крестом, на нем кровь, идет дождь. Но оставили второй вариант, где изображен летящий кусок ткани с белым крестом на фоне огня и разрушений. Он очень хорошо передает главный момент в книге.
– Планируешь ли ты рассказать историю происхождения Имруса? В прологе ты пишешь, как Гален, приемный отец юноши, нашел его в чаще леса. Не скрывает ли история происхождения главного героя какую–то тайну?
– Честно говоря, думал об этом. Один из вариантов, что у одного из членов ордена возник вопрос, кто такие демоны, как они появились. Мужчина захотел разгадать эту тайну. У него появился ребенок, он же Имрус, и в один момент что-то вышло из-под контроля, на них напали демоны. Через разломы, в которых существа обитают, можно перемещаться, и если человек успеет прыгнуть, он тоже сможет пройти через их мир и выскочить в другом месте. Чтобы спасти ребенка, он отправляется с мальчиком в этот портал. В конце родитель погибает, но успевает вернуть Имруса в наш мир, как раз таки в чащу леса.
– Финал книги навевает мысли о продолжении истории. Задумывался ли ты о том, чтобы написать вторую часть?
– Я задумывался, но не как о полноценной книге, а скорее как о сборнике рассказов. Можно описать прошлое некоторых персонажей, например Галена или Марджери, его приемных родителей. Если все-таки продолжение, то некоторые рассказы об Имрусе. В конце же ему предлагают сделку, чтобы сместить действующую власть и отстроить заново орден. Можно написать рассказы, в основном нацеленные на государственный переворот, где он влезает в политические дела, а в финале отстраивается новый орден.
– Мама – человек, который всегда поможет и поддержит. Принимала ли она участие в написании книги?
– Мама – мой первый и самый главный критик. Она вечерами сидела с уставшим видом, читала и выносила вердикт: «Бред, но мне нравится». Тогда я понимал, что глава закончена и можно приступать к следующей. Когда мама узнала, что погибла Марджери, я стоял на кухне. Она пришла, посмотрела на меня со злобой, во взгляде читалось предательство. Тогда она всхлипнула, проговорив: «Ты смерти моей хочешь? Ты зачем маму Имруса убил?» Это ее тронуло.
– Мы желаем тебе творческих успехов!
Александра НИКУЛОЧКИНА, ученица 11‑го класса школы №1542
Комментарии