Пятый слет лауреатов конкурса “Учитель года России” начался в вагоне поезда, следовавшего в Сургут через Гусь-Хрустальный, Казань, Екатеринбург, Тюмень и Тобольск. “А у нас там 42 градуса, – обрадовала нас проводница. – И, кстати, не занимайте первые 2 купе – там под сиденьями уголь”. Вот так начало! Но уголь нам помеха ли? Главное, что гитара есть, а на всех окнах вагона гордо красуются надписи: “Учительская газета – 75” и “Учитель года России”. Двое суток туда и двое обратно. И все это время песни, анекдоты, тосты и… Ну о чем могут говорить учителя, оказавшись вместе? Конечно, о школе. То и дело в каком-то из купе собиралось своеобразное методическое объединение и начиналось: обмен опытом, переписывание задачек, решение примеров, обсуждение программ и методик. Кстати, именно в этом поезде родился новый, чисто педагогический тост “За межпредметные связи!”
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались
Когда-то считалось, что конкурс “Учитель года России” – это предел эмоциональной и физической нагрузки. Но оказалось, жизнь может быть еще насыщеннее и спрессованнее, что можно работать по 20 часов в сутки без выходных и получать при этом огромное удовольствие. Может быть, поэтому и не хотелось участникам слета возвращаться в родные пенаты, где их снова ждут непонимание и невостребованность. Где надо каждый день доказывать свое право на творчество, убеждать с пеной у рта в своей правоте и подавлять в себе любые проявления гордости. Смешно говорить, но ведь многих учителей не хотели отпускать на этот слет, говоря: “Нечего отдыхать посреди учебного года!”
Конечно же, отдыхать! Потому что только на настоящем отдыхе можно получить столько положительных эмоций, набраться стольких впечатлений, обменяться таким огромным количеством методических разработок, пообщаться с интереснейшими людьми! А еще дать до 8 открытых уроков, провести творческие мастерские, поработать на курсах повышения квалификации для учителей Сургута, поучаствовать в “круглых столах” и пресс-конференциях, подготовить несколько капустников, научиться танцевать полонез и посетить уроки своих коллег. И все это за одну неделю! Это вам не на Канарах от тоски помирать! И доступен такой отдых далеко не каждому, а только Учителю, влюбленному в свое дело и преданному ему. Мы смотрели на участников слета и думали, до чего же замечательные это люди, и как удивительно повезло нам всем встретиться в этом мире. Как насыщеннее и полнее стала наша жизнь и как жаль, что не все участники конкурса “Учитель года России” смогли приехать в этот раз в Сургут.
Зато уж тем 60 счастливчикам, волею судеб оказавшимся в Сибири в самый разгар весенних каникул, пришлось совсем несладко. С утра – уроки, причем сразу на 4 площадках: в Высшей гимназии-лаборатории Салахова, Гуманитарно-техническом лицее, 25-й школе и 4-й школе-гимназии. То и дело в школьном коридоре можно было встретить пробегающего учителя, спешащего с собственного урока на урок к своему коллеге. На бегу успеваешь только спросить:
– Ты куда?
– На химию, – раздается откуда-то уже с лестницы.
А еще надо успеть посмотреть открытые уроки сургутских учителей. Подсчитано, что за эту неделю всего было дано более 300 открытых уроков. Чем не рекорд? Параллельно самые быстрые успевали провести свои собственные авторские мастерские. Короткий перерыв на обед, и снова “круглые столы” по проблемам содержания и методики обучения, уроки, мастерские, внеклассные мероприятия… А еще экскурсии на станцию юных натуралистов, ГРЭС-2, в этнографический центр, презентации выставок, концерты, педагогические посиделки, соревнования по волейболу и плаванию, прогулка на лыжах и прыгание с вышки… Далеко за полночь в гостиничных коридорах можно было случайно наткнуться на странную группу товарищей, разучивающую какие-то давно забытые танцы. А чуть поодаль – на не менее странную группу, продолжающую обсуждать сегодняшние уроки.
И за всем этим неусыпным оком следила съемочная группа телекомпании “Золотой телец”, пытавшаяся запечатлеть каждое мгновение слета для будущей трехсерийной программы под названием “Все образуется!”.
А голова моя полна бессонницей
Таланты и способности наших учителей простираются далеко за пределы методик и содержаний. Оказывается, и на лыжах пробежать им ничего не стоит, и в волейбол они играют мастерски, легко и непринужденно плавают на короткие и длинные дистанции, а вечером, на десерт, без стонов и жалоб на больную поясницу учатся танцевать.
Первое испытание на прочность ожидало участников уже в первый день слета. Всем желающим торжественно вручили лыжи, палки и ботинки, и уже через пару секунд самые смелые бросились прокладывать лыжню. Все развлекались как могли: кто-то штурмовал холмы и пригорки, а кто-то, увидев неподалеку 27-метровую вышку, тут же ринулся в “полет”. К счастью, обошлось без жертв. Но все же главными героями этой прогулки стали Хасанби АМШОКОВ, учитель начальных классов из Кабардино-Балкарии, и биолог из Подмосковья Лилия БАЛАЯН: оба встали на лыжи первый раз в жизни.
Так же весело и бурно прошел волейбольный матч между учителями гимназии Салахова и участниками слета. Фортуна ласково улыбалась по очереди то одной, то другой команде, соперники менялись полями, а непревзойденный тренер “наших”, по совместительству главный редактор журнала “Химия в школе” Людмила ЛЕВИНА время от времени останавливала игру и выдавала своим подопечным порцию морального допинга. В результате болельщики сорвали голоса, а победила дружба в лице сборной гимназии Салахова.
Не менее жаркий бой разгорелся и в бассейне, где три на сей раз смешанные, команды боролись за звание самых непотопляемых. Капитаны ныряли на дно бассейна и искали там “сокровища”, прекрасные дамы преодолевали кажущуюся бесконечной дистанцию на огромных мячах и пластиковых ковриках. Гвоздем же программы стала эстафета “Спасение на воде”: кавалер должен был доплыть до своей “потерявшей сознание” дамы, водрузить ее на резиновую лодку и вновь на полной скорости отбуксовать лодку на другой конец бассейна. На сей раз главным призом участникам стал оглушительный хохот болельщиков.
Ну а для тех, чье утомленное спортивными подвигами тело требовало отдыха, а неутомимая душа – пищи, были организованы “Педагогические посиделки”. Каждый вечер, когда все отправлялись на покой, группа добровольцев под чутким руководством Марины АРОМШТАМ и Артура ЗАРУБЫ разучивала русские народные танцы, песни, присказки, игры, шутки-прибаутки. В результате получилась своеобразная творческая мастерская. А финальным аккордом слета стал бал. Настоящий костюмированный, подготовленный все той же группой товарищей. Господа в смокингах и дамы в декольте с достоинством танцевали полонез и падеграс, кружились в пьянящем вальсе и кокетливой польке. И если во время “Посиделок” зрители хлопали, топали и подпевали, то тут зал просто замер, чтобы в конце взорваться аплодисментами.
Где-то есть город…
Когда мы впервые провели по карте маршрут нашего путешествия, стало как-то не по себе. Так и хотелось спросить: “Что, и там живут люди?” Даже декабристы обосновались ближе. А между тем Сургуту уже более 400 лет. И декабристы сюда все-таки добрались, правда, только двое – В.Тизенгаузен и А.Шахирев. Славился этот город не только тем, что был местом политической ссылки, но и своей рыбой, пушниной, ягодами, кедровыми орехами. Именно эти товары возили местные жители на Тобольскую и Ирбитскую ярмарки. Много раз превращался Сургут из города в поселок и обратно, а с открытием здесь богатых месторождений нефти и газа стал быстро расти и строиться. Свой нынешний облик он приобрел недавно – лет 20 назад. Дома здесь в основном невысокие, 5 – 9 этажей. Многоэтажки строить нельзя – город стоит практически на болоте. Между прочим, белые ночи здесь тоже есть. Не случайно Сургут расположен на той же 60-й параллели, что и Санкт-Петербург. И, кстати, здесь, на слете, не раз звучала мысль, что Сургут стал педагогической столицей России, а заместитель председателя ЦК профсоюза работников народного образования и науки Г.Меркулова даже высказала опасение, что Министерству образования придется переехать сюда.
Мы мчались в Сургут, читая вслух историю города, и каждый ждал от этого путешествия чего-то особенного. И оно не заставило себя долго ждать. Уже в первый день нашего слета все его участники испытали настоящий эстетический шок, побывав на экскурсии в Высшей гимназии-лаборатории Салахова. Первое впечатление – богато. Второе – умно. А главное – все сделано так, чтобы и учителям, и ребятам было в школе хорошо, уютно, по-домашнему тепло и комфортно. Чтобы не унижалось человеческое достоинство, чтобы сама обстановка воспитывала вкус и аккуратность. К слову, Валерий Михайлович Салахов очень не любит термин “воспитательная работа”, считая, что воспитывать должно все без исключения, только тогда возможен единый учебно-воспитательный процесс.
Глаза наших учителей округлились, рты раскрылись, руки судорожно пытались все зарисовать и записать. Так что же это, сказочный сон о том, как оно должно быть? В стране, где учителям не платят зарплату, где самые высокие руководители забывают свои обещания, где тратятся немыслимые суммы на военную помощь другим, а собственные школы в это время разрушаются, в стране, где надежда умирает последней, все-таки есть люди, готовые вкладывать в образование не только деньги, но и мозги? Есть. Есть! И, наверное, не случайно, что для Сургута такая гимназия не исключение, что здесь разработана единственная в России программа развития образования на 5 лет, что все от мэра до водителя с уважением относятся к учителям.
Люди идут по свету
Слету 5 лет. А началось все, казалось бы, с абсурдной идеи Валерия САЛАХОВА собрать после конкурса его участников у себя в Сургуте. Но такой уж это человек: сказано – сделано. И слет начал жить. Г.Меркулова произнесла на открытии V слета замечательные слова: “Салахову не достаточно того, что он построил прекрасную школу, что он создал замечательный коллектив, что он великолепно работает. Ему не безразличны перспективы развития образования в России. И он стал инициатором этого слета, которого с нетерпением ждут все участники и организаторы. И приезжают сюда с огромным удовольствием, потому что это продолжение творческого диалога, человеческого общения. Мы встречаемся здесь уже как родные. А что может быть лучше и ценнее в тех сложных условиях, в которых живет сейчас Россия?”
Что же такого в этом слете? Почему вместо того, чтобы набираться сил перед последней учебной четвертью и горячей экзаменационной порой, учителя пакуют вещи и отправляются в далекую Сибирь, чтобы там снова давать уроки?
Вот что говорят сами участники слета:
Евгений Стручков, участник конкурса 1997 года, учитель биологии, Тейково Ивановской области: “На слете в Сургуте складывается творческий портрет российского учителя. Здесь, посещая уроки прекрасных, талантливых учителей, я нашел себя. Я понял себя, и самое главное – я увидел свое будущее. Думаю, что каждый из нас заразился той атмосферой единства и уважения к человеческой личности, которые царят и на слете, и в гимназии Салахова”.
Елена Никитаева, участница конкурса 1996 года, учитель русского языка и литературы, Вольск Саратовской области: “Эти 7 дней останутся в нашей памяти самыми радостными и лучезарными, потому что всех нас объединяет тепло душ, единение взглядов на педагогику, на отношение к учительскому труду, огромная любовь к детям, которая и собрала нас здесь. Эмоциональное потрясение, которое мы испытали, будет для нас огромным стимулом в дальнейшем совершенствовании человеческих душ. Здесь мы встретили людей, способных нас поддержать и воодушевить”.
Александр Рай, участник конкурса 1998 года, учитель физики, Архангельск: “Я никогда не думал, что окажусь в Сибири. И здесь я увидел, что мы нужны даже за Уралом. А значит, мы – учителя – всей России нужны. Большего счастья для нас нет. Мне кажется, что такой же праздник можно сделать и на местах. Там очень много талантливых учителей, которые не могут сюда приехать, но им тоже есть чем поделиться. Это было бы замечательно – провести предметные слеты по регионам, а финал – в Сургуте”.
Нина Попова, руководитель городского научно-методического центра управления образования администрации Астрахани: “Здесь мы увидели целую панораму творчески работающих учителей. Слет и конкурс убеждают нас в том, что талантливых учителей очень много. Многие из участников слета привезли с собой свои авторские разработки, методические пособия, книги. Это здорово. На этих людей должно равняться все учительство России. Я, к сожалению, не смогла посетить все уроки, но то, что я увидела, мне показалось очень интересным. Например, урок Евгения Стручкова, где я почувствовала, что это настоящий мастер, творец. Такие творческие мастерские способны помочь учителям постичь то педагогическое лицедейство, которое позволяет развивать педагогическое творчество в России. Нам, организаторам конкурса, очень непросто проводить его в регионе. И российский финал 1998 года зародил в нас новые идеи. В этом году мы постарались превратить городской конкурс в настоящее конкурсное движение и ввели 5 номинаций: руководящий работник образования, воспитатель года, учитель года, работник дополнительного образования и педагог-организатор спортивно-массовой работы. За неделю мы открыли настоящую кладовую педагогических находок. Я думаю, за такими конкурсами будущее”.
Геннадий Комар, участник конкурса 1997 года, преподаватель-организатор ОБЖ, Псковская область: “Самое яркое впечатление на этом слете – Володя Головнер. После его урока чувствуешь легкий комплекс неполноценности. Это идеал, к которому надо стремиться, вершина. Слет показывает путь, по которому надо двигаться к этой вершине”.
Сергей Кириллов, участник конкурса 1998 года, учитель физики, Москва: “Перед этим слетом у меня было жуткое настроение. Казалось, что я никому не нужен и не интересен. Слет вывел меня из этого депрессивного состояния. Появились новые задумки, которых хватит, наверное, на целый год. Так что сейчас хочется работать, работать, работать”.
Елена Элькинд, участница конкурса 1998 года, учитель химии, Смоленск: “Здесь была совершенно невообразимая в реальных условиях атмосфера. Такая концентрация талантливых людей! Мы увидели, что есть нормальные школы и, может быть, в перспективе все будут жить так. Очень приятно, что здесь мы не представители регионов, куда бывает страшно возвращаться, если на конкурсе что-то не получилось, а просто люди, которых тянет друг к другу”.
Александр Глозман, победитель конкурса 1997 года, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель технологии, Москва: “Если честно – я отдохнул душой и получил колоссальную подпитку. Я увидел, как работают мои коллеги, как строят свои взаимоотношения с детьми, как общаются с ними. Это ведь подчас главнее методик. Меня потрясли учителя гимназии, это удивительные люди, отнесшиеся к нам с колоссальным вниманием и доброжелательностью. Все было на высшем уровне.
Людмила Левина, главный редактор журнала “Химия в школе”: “Можно смело сказать, что Сургут стал центром высокой педагогики от кутюр. И “подиумы” здесь достойны того, чтобы на них демонстрировали свое профессиональное мастерство лучшие учителя России. Здесь все возведено в ранг высочайшей культуры. Но надо сказать, что такого уровня учителя, как наши участники, могут работать с любыми детьми и в любых условиях. И в этом их сила. Они показывают педагогику будущего, как бы заглядывая за линию горизонта, намечая перспективы развития методической мысли целого поколения учителей”.
Мы будем гнуться, но, наверно, не согнемся
Разговоры, разговоры… Без конца и начала. Стоит только выдаться свободной минутке, как сразу: а у нас… И вот в пылу споров возникает робкое: “Нужна своя ассоциация”.
О необходимости создания ассоциации “Учитель года” организаторы конкурса говорят очень давно. Но все как-то не складывалось. Возможно, для ее создания было необходимо собраться вместе таким энергичным людям, прошедшим через горнило конкурса, как Артур Заруба, Виталий Широтов, Александр Глозман, Людмила Квашко. Собраться и обсудить, как сделать так, чтобы творческие мастерские и лаборатории существовали не только на конкурсе и слете, а в течение всего года. Чтобы общение и обмен опытом не прекращались с последними аккордами церемонии закрытия конкурса. Чтобы все учителя-конкурсанты знали: у них есть помощник и защитник.
Чем же, по мнению учителей, должна заниматься ассоциация? Вырабатывать новое содержание конкурса, отрабатывать процедуру судейства, инструктировать представителей местных оргкомитетов, в течение года организовывать творческие встречи с учителями, семинары. Возможно, даже проводить в некоторых регионах апробацию идей, предложенных для будущего конкурса.
Предполагаемые задачи ассоциации просты и актуальны: координация всех вовлеченных в орбиту конкурса организаций, учреждений, спонсоров, деятелей культуры и искусства; целенаправленная политика по привлечению к участию в конкурсе наиболее талантливых учителей; организация пропаганды педагогического опыта победителей конкурса; осуществление системы мероприятий, направленных на поднятие престижа профессии учителя и конкурса. Валерий Салахов четко определил статус этого сообщества: “Это должна быть не ассоциация при министерстве, а министерство при ассоциации”.
О том, какой она должна быть, говорили многие.
Александр Глозман: “Ассоциация, конечно, нужна. Ведь многие не поддерживают идею конкурса, не понимают, что это такое, сравнивают его с театральным капустником. На самом деле это не так. Поэтому важна пропаганда конкурса, чтобы поднять престиж профессии и творчества”.
Людмила Левина: “Однозначно, что надо создавать ассоциацию. И начать нужно с маленьких творческих профессиональных коллективов. А потом эти “десанты” педагогической элиты “высаживать” на регион. Это даст ему возможность заразиться новыми мыслями, идеями. Мне кажется, что ассоциация уже создается, ведь во многих регионах, таких, как Псков, Сургут, Санкт-Петербург, Астрахань, Самара, Ленинградская область, Тюмень, Рязань, и слету, и конкурсу придают огромное значение”.
Что ж, поживем – увидим. Как знать, может быть, V слет в Сургуте станет родиной нового педагогического союза. Ведь слышат только тех, кто говорит.
Мы по любимым разбредемся и по улицам
Слет завершился. Его участники уже с головой погрузились в свои школьные заботы. Сургутские учителя потихоньку приходят в себя. На канале “Культура” готовится к выходу телевизионная программа. А мы, снова и снова разглядывая многочисленные фотографии, вспоминаем, смеемся, грустим. И еще раз говорим: “Спасибо!” Спасибо Сургуту, спасибо мужественным детям и учителям, с честью вынесшим наше нашествие, спасибо всем организаторам и властям, сумевшим превратить слет в событие общегородского уровня.
Мы будем гнуться, но, наверно,
не согнемся,
Не заржавеют в ножнах скрытые
клинки,
И мы когда-нибудь сюда еще
вернемся,
И будем снова с вами…
Ирина ГРИГОРЬЕВА,
Анна ХРУСТАЛЕВА
Фото авторов
Москва – Сургут – Москва
P.S.
Подробный рассказ о гимназии Валерия Салахова и уроках участников слета читайте в ближайших номерах “УГ”
Комментарии