Своим ученикам Юлия Белкина, учитель географии лицея №9 Белгорода, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России»-2020, говорит, что, если бы в ее детстве были такие возможности, которые общество и наука сегодня предоставляют детям, она бы уже, наверное, на Луну слетала.
Учитель и врач – близкие профессии
Родом Юлия Юрьевна из семьи военнослужащих – дедушка и папа были профессиональными военными. Мама работала библиотекарем, она привила дочери любовь к чтению, что совсем не мешало девочке в ее желании стать врачом. Она даже училась в медицинском классе в школе города Бендеры, в непризнанной до сих пор Приднестровской Молдавской Республике. Там жила семья и служил отец. Девочка окончила школу на пятерки, в училище поступать не захотела, а вуза в городе не было. Бывшая классная руководительница предложила ей поработать в родной школе, как раз освободилось место лаборанта в кабинете физики, и Юлия согласилась. Время было трудное, еще обучаясь в десятом классе, девушка стала свидетельницей вооруженных столкновений, видела убитых и раненых. Некоторые учителя начали уходить из школы, порой некому было вести уроки, и юную лаборантку ставили на замещение. А она не отказывалась, конечно, физику тяжело было вести, а вот русский язык и география ей очень даже нравились!
– Я о своем выборе не жалею, потому что учитель и врач – это те люди, которые сопровождают по жизни любого человека, я считаю эти профессии основными и близкими во многом, – говорит Белкина.
О годах учебы вспоминает с большой теплотой и юмором: поступала на естественно-географический факультет педагогического института, а оканчивала классический госуниверситет, изучив попутно такие науки, о которых и не мечтала. Хотя, конечно, учиться было интересно: из-за распада СССР из ближнего зарубежья в Россию приехали много прекрасных преподавателей. Юлия Юрьевна вспоминает своего куратора Александра Николаевича Петина, к сожалению, уже ушедшего из жизни. Он преподавал в БелГУ и возглавлял одну из кафедр, много сделал как для развития университета, так и для географии как науки. Юлия вспоминает, как ее сразу покорил стиль его общения со студентами, сегодня она так же старается общаться со своими учениками. Говорит, что взяла для себя главное – партнерские отношения, не дружеские, потому что дружба подразумевает отношения на равных и даже некоторое панибратство, а именно партнерство, в котором заключены и взаимное уважение, и пусть небольшое, но все-таки лидерство учителя, когда он может что-то подсказать ученику. По ее мнению, именно эти отношения лучше всего работают в школе на результат, поэтому партнерство и наставничество нравятся ей больше привычно выстроенного «учитель – ученик». За понимание этого она очень благодарна своему преподавателю.
Вообще за свою жизнь человек, по мнению Юлии Белкиной, встречает много учителей, но таких, кто повлиял в хорошем смысле слова, вложил то, что потом дало тебе рост и развитие, обычно немного. Например, еще в школе в Приднестровье любимым предметом для нее, собирающейся учиться на врача, была литература. Наверное, потому что учителя Льва Абрамовича Клецмана, очень строгого, которого некоторые даже боялись, можно было слушать часами, раскрыв рот от удивления! Столько он знал интересных подробностей из жизни писателей и поэтов. Как говорит Юлия Юрьевна, для своего времени это был очень «модерновый» учитель. А ей в девятом классе помог подготовить несколько уроков по творчеству Фадеева, и она сама их проводила! Он даже достал где-то редкие материалы, написанные рукой Фадеева, и дал их ученице для изучения, это ее очень вдохновило. Она до сих пор удивляется: «Ведь смог же где-то раздобыть!» И теперь уже сама старается удивлять своих учеников.
Предназначение учителя
О себе Юлия Юрьевна рассказывает, что ей всегда легко давались и учеба, и выстраивание отношений с людьми, она быстрый на подъем и легкий в общении человек. Говорит, это очень способствует тому, чтобы не поддаваться профессиональному выгоранию.
– Это все от детей, от учеников, только они дают позитив и желание работать. С одной стороны, ты в них растворяешься, а с другой – они тебя заряжают. Абсолютно хороших или абсолютно плохих учеников нет, одним интересно одно, другим – другое. И когда получается из этих 30 человек собрать команду единомышленников на 45 минут, это очень интересно и круто! Это воодушевляет в работе. И плюс современные возможности, которые сегодня есть в образовании. Я имею в виду оснащение школ, конкурсы и перспективы, которые доступны сегодня детям. Правда, доступны они в том случае, если рядом есть учитель-наставник. Я своим ребятам так и говорю, что, если бы в моем детстве были такие возможности, я бы, наверное, уже на Луну слетала! – размышляет учитель.
Она старается держать своих учеников в курсе всех новинок и конкурсов, постоянно их подбадривает и «заводит», чтобы ставили новые задачи. И сама не устает, считает, что учитель – это призвание, что научить этому нельзя, а все это бесконечное движение и драйв только от учеников, они помогают. И нельзя себя заставить, ведь хороший учитель приходит в школу, чтобы получать удовольствие от своей работы. Он должен идти на уроки с мыслью, что сегодня они сделают вместе с этим классом, чего добьются со вторым и так далее. А если человек идет с мыслью, как побыстрее отбыть назначенные уроки, то не важно, сколько ты отработал, выгорание может начаться сразу после вуза.
– Учитель владеет детскими душами, и мы, как маги-волшебники, помогаем расцвести этим цветочкам, ягодкам, бусинкам, нашим любимым мальчишкам и девчонкам! – говорит Юлия Юрьевна.
Большая перемена
Сейчас она занимается конкурсом «Большая перемена», появившимся в прошлом году как всероссийский и сразу привлекшим к себе внимание активных ребят. Уже то, что возглавляет конкурс Сергей Кириенко, а в числе организаций-партнеров Сбербанк и Росатом, говорит о масштабности инициативы, да и призы сами за себя тоже говорят – ничего себе, детям-победителям по миллиону рублей! И еще поездки в «Артек», путешествия через всю Россию от Москвы до Владивостока, даже дополнительные баллы при поступлении.
Юлия Юрьевна говорит, что этот конкурс нравится ей еще по нескольким причинам. Прежде всего помогает воспитывать в детях мягкие, или гибкие, навыки, которые призваны облегчать ребятам существование в современном мире.
– Достичь каких-то результатов может только подготовленный человек – креативный, коммуникативный, способный к сотрудничеству, критически мыслящий. Эти навыки, объединенные под символом 4К, сегодня ставятся во главу угла в этом конкурсе. Он для тех детей, которые любят творчество, у них много интересных идей, которые они могут предложить или даже воплотить под руководством наставников «Большой перемены». Это дает детям масштабный рост, – считает Юлия Белкина.
Второй плюс конкурса Юлия Юрьевна увидела в поведении своей старшей дочери, перешедшей в девятый класс. Вообще в семье Белкиных двое детей, младший сын перешел в пятый. Дочь выиграла поездку на фестиваль «Большая перемена», куда были приглашены дети – победители прошлого года из Белгородской области. За три дня они очень крепко сдружились! Девочка начала заниматься волонтерством и постоянно общается с новыми друзьями, которые, по словам мамы, оказались думающими, интересными, креативными. У них есть свои идеи. Ведь одно дело, когда взрослые говорят, а другое – когда твой сверстник показывает и рассказывает, это очень привлекает. Таким образом подростки сплачиваются и объединяются по интересам и качествам характера, которые сегодня очень востребованы.
Юлия Юрьевна как наставник участвует в конкурсе второй год. В прошлом году у нее был победитель, ее ученик и призер областной олимпиады по географии Данил Казаков. Он сам позвонил своей учительнице и сказал, что решил участвовать в конкурсе и хотел бы видеть своим наставником именно ее. Было лето, каникулы, отпуск, но отказаться она не смогла и не захотела, потому что, если ребенок выбирает тебя в наставники, значит, он полностью доверяет тебе. От такого нельзя отказываться.
– Значит, мы не просто так ходили в школу все предыдущие годы. Мы прониклись друг другом, стали работать на одной волне, стали с детьми единомышленниками, поэтому и такой отличный результат, – говорит Юлия Юрьевна.
В этом году у нее уже 10 детей – участников «Большой перемены», которые выбрали ее наставником. Как она сама говорит, это нереально много. Но ей нравится. Из десяти уже семеро вышли в полуфинал конкурса. Это хороший результат, потому что из двух миллионов участников, а именно столько было в этом году, в полуфинал вышли три тысячи человек. В полуфиналы едут без наставников, которые в это время проходят своеобразные курсы повышения и учатся. В ноябре финалисты поедут в «Артек» на трехнедельную смену, и в итоге выявятся победители, которые получат те самые замечательные призы и денежные премии. Вот так, по словам Юлии Юрьевны, школьники зарабатывают свой первый миллион!
– Сегодня у меня миссия наставника, и мне это очень нравится и подзаряжает! – восклицает Белкина.
Конкурс дал крылья!
Все, что описано выше, – ее обычная жизнь учителя-наставника, который остается таким даже во внеурочное время и даже на каникулах и в отпуске. А школа, как водится, занимает большую часть времени и рабочего дня. Как биолог Юлия Юрьевна ведет по 30 часов в неделю, еще обустраивает клумбы и занимается ландшафтным дизайном как на своем личном садовом участке, так и на пришкольном. Придя в лицей восемь лет назад, сначала сделала газон, потом альпийскую горку, ручеек из крашеного гравия, а вокруг посадила хвойники.
По инициативе губернатора проводилась акция «Белгород – город белых роз». Школа не осталась в стороне. Розы высадили, и, хотя покупали в магазине как белые, из них выросли коралловые и желтые. Зато какой яркий розарий получился!
После участия в конкурсе «Учитель года России» Юлию Юрьевну пригласили на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в другую белгородскую школу. Она согласилась, потому что наработан определенный опыт, особенно в проектной деятельности, которым хочется поделиться и с коллегами, и с учениками. Очень благодарна директору лицея №9 Елене Гургеновне Петренко за то, что она уговорила участвовать в «Учителе года», и за помощь. Пришлось Юлии Юрьевне собраться и погрузиться в методическую часть. В итоге конкурс стал поворотным моментом, после которого она постаралась изменить направление своей педагогической деятельности, и подтолкнул к развитию.
– Конкурс дал мне крылья! – признается педагог.
На вопросы маленького блицопроса Юлия Белкина ответила так: качества, необходимые учителю сегодня, – это открытость всему новому, гибкость в отношениях, профессионализм и совершенствование. Любимое растение – «что-нибудь из хвойных», у которых сильные корни, интересный внешний вид, иголочки, которые могут уколоть, но и приносят пользу, источая фитонциды. Самая большая мечта – побывать на Байкале и Камчатке.
Татьяна МАСЛИКОВА, Белгородская область
Комментарии