Дополнительное образование дает многим современным детям возможность практического применения школьных знаний, является местом, где они проявляют личностные свойства, особенности воспитания, взросления.
На основе интереса к дополнительному образованию иногда образуются подходы к выбору и освоению профессии.
Дворцу творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара дети и родители доверяют заботу о том, что их интересует в образовании. Квалифицированный отклик на этот интерес и доверие побуждает нас к тому, чтобы искать новые возможности к развитию тех программ и проектов, где дети знакомятся с профессиями и профессиональными навыками.
В настоящее время ДТДиМ имени А.П.Гайдара, откликаясь на запросы и предвосхищая заказ детей и их родителей, создал целый комплекс дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, ориентированных на стандарты профессий KidSkills (5-10 лет) и WorldSkills (10-17 лет).
Опора на стандарты движения WorldSkills дает нашим педагогам возможность знакомить детей с теми профессиональными навыками и знаниями, которые они могут освоить и продемонстрировать уже в детском и юном возрасте. Девочки и мальчики узнают о профессиях, проявляют соответствующие образовательные интересы, решают вопросы и дают первые обоснованные ответы на собственные же вопросы о своем будущем.
Изначально педагоги «Гайдара» воспринимают движение WorldSkills как механизм освоения и применения ребенком тех навыков, которые могут быть для него профессиональными. Мы знаем состав этих навыков, обладаем кадровым потенциалом, который может обеспечить их развитие, развиваем кадры и создаем образовательные программы.
Содержание программ обеспечивает взаимосвязь действий и результатов, необходимых для обучения детей тому, что необходимо современным профессионалам. Изучение педагогами свойств профессиональных компетенций дополняет их профессиональные знания и опыт, обеспечивает условия для разработки и реализации новых образовательных программ. В этих программах отражаются конвергенция, связь ценностей общего и профессионального образования, школьных знаний, общеучебных навыков и профессиональных знаний и умений.
Программы конвергенции
Полный курс образовательных программ, в основе которых компетенции WorldSkills, имеет три ступени. Эти ступени согласуются с тремя ступенями дополнительного образования (ознакомительный, базовый, углубленный уровни).
Ознакомительный уровень программ осваивают, как правило, дети в возрасте от 5 до 10 лет. Это множество программ дополнительного образования различных направленностей. Важно дать ребенку ознакомиться с ценностями содержания образовательной программы, к которой проявили интерес родители ребенка и он сам.
Если этот интерес оказывается устойчивым, то ребенок приступает к освоению одной из программ, ориентированных на развитие навыков, имеющих стандарты WorldSkills. На этом этапе дети осваивают предметные знания и навыки, связанные с определенными областями знаний, с результатами их школьного образования, домашнего воспитания, увлечениями.
Например, программа «Сити-фермерство» – межпредметная программа (предметные области – ботаника и программирование). Иногда с детьми по одной программе работает один педагог, а иногда два. У каждого из них своя предметная область и свои модули (части) программы, а результат общий. Совместная деятельность двух педагогов результативна.
Кроме предметного и межпредметного содержания программ второго уровня в этих программах, ориентированных на стандарты WorldSkills, есть обязательные включенности проектных и исследовательских практик, которые дают метапредметные результаты образования. Дети узнают, что такое план, проектная группа или команда и организация работы в ней, какие бывают ресурсы и как обеспечить их эффективное использование, как формулировать проблемы, ставить цели и определять задачи.
Такие же программы по своей конструкции и сочетанию предметных, межпредметных и метапредметных результатов образования уже реализуются и создаются в ДТДиМ имени А.П.Гайдара по различным направленностям дополнительного образования. Эти программы обладают одним общим свойством – целенаправленным развитием компетенций в нормах WorldSkills.
Другой пример – программа, ориентированная на развитие компетенции «Изготовление прототипов, 8-10 лет» (базовая). Прототипирование – это быстрая (черновая) реализация базовой функциональности материального продукта с целью проверки ее на работоспособность и отработки режимов функционирования. То есть задача ребенка – быстрое создание макета или модели реального механизма.
На помощь приходят ознакомительные программы лепки и изо «Арт-открытие. Лепка» и «Краски детства». Мы полагаем, что эту программу базового уровня хорошо освоят дети, которые ранее на ознакомительном уровне занимались лепкой из пластилина, рисованием, умеют работать с материалом и объемом, чувствуют цвета и понимают нормы цветовой гармонии.
Рисование линий и фигур с помощью 3D-ручки напоминает линии, нарисованные карандашом. Осваивая программу базового уровня, дети используют 3D-модели, программное обеспечение TinkerCAD, AutoCAD. Такие же программы по своей конструкции и сочетанию – предметные, межпредметные и метапредметные – дети будут осваивать и по другим направлениям.
Освоение детьми программ базового уровня подготовки в соответствии с содержанием навыков WorldSkills и KidSkills дает им возможность применять полученные компетенции для создания собственных проектов и проведения исследований.
Мы рассчитываем на то, что часть детей проявят интерес, освоив программы базового уровня, захотят участвовать в конкурсах WorldSkills и KidSkills. Эти дети могут приступить к программам заключительной, третьей, ступени предпрофессионального образования в ДТДиМ имени А.П.Гайдара.
Здесь дети освоят гибкие навыки, научатся складывать системы, представлять свои работы в публичном пространстве, взаимодействовать с аудиторией, обобщать свой опыт.
И как приятны результаты!
По итогам освоения программ каждого из трех уровней дети осваивают и применяют школьные знания и умения, результаты своего дополнительного образования. Кроме того, они все знакомятся с тем, как освоенные ими компетенции применятся в профессиональной деятельности.
Осваивая образовательные программы дворца, созданные на основе компетенций WorldSkills, ребенок находится в поле общего образования, но при этом осваивает и профессиональные навыки, которые могут быть полезны ему в будущем. Участие ребенка в чемпионатах WorldSkills и KidSkills не является определением его профессиональной квалификации. Образование ребенка на этой стадии взросления остается общим, но дает основание к профессиональному самоопределению, осознанию себя в той или иной профессии.
В процессе создания и развития образовательных программ на основе компетенций WorldSkills педагоги используют накопленный опыт успешной подготовки организации участия детей в московских чемпионатах WorldSkills и KidSkills. В 2021 году дворец участвовал в конкурсе по 33 компетенциям. Дети завоевали 9 медалей.
Результаты участия говорят о том, что мы на правильном пути. Награды и их устойчивый прирост педагоги, дети и их родители оценивают как свидетельство собственных успехов, указание на верность курса развития образовательной организации, проявление профессионального мастерства педагогов.
Елена МОЛЧАНОВА, заместитель директора Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара;
Вячеслав КОСТЫЛЕВ, педагог-организатор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара
Комментарии