Многие материалы газеты наталкивают на размышления. Некоторые из них становятся поводом для дискуссий. Из других интересно узнавать, что же творится в школах разных регионов.
Прочитала обзор писем в 29-м номере ╚Учительской газеты╩ от 4 июля. Узнала, что учителя Никольского района Вологодской области занимаются лесозаготовкой. Им не позавидуешь. Хорошо, что у нас газ. Но ╚барщина╩ существует и даже процветает.
Летом не только учителя, но и другие безликие бюджетники исправно, бесплатно отрабатывают ╚барщину╩. Пропалывают лесопосадки, борются с сорняками возле дорог.
За несколько дней до конца своего отпуска я получила извещение. Привожу его дословно: ╚Вы отзываетесь из очередного отпуска на обкашивание кюветов. Сбор около школы в шесть часов утра╩. Все это на бланке, стоит подпись, печать. Попробуй не явиться. Если не подчинишься местным властям, то тебя могут где-нибудь обойти, напомнив, что не приняла участие в деле.
Понимаю, что всем нравятся ухоженные дороги. И мне в том числе. Но ведь я – педагог, а не работник дорожной службы. Тридцать лет я отдала родной школе, учила детей. Нажила ишемическую болезнь, аритмию сердца и букет других болячек. Способна ли я на шестом десятке прыгать козочкой по придорожным канавкам с косой в руках? И это при том, что солнце жарит нещадно. Вот и вспомнишь строки: ╚Учитель, перед именем твоим…╩. Остается только развести руками и подчиниться.
Вера ВОРОНЦОВА,
учительница Екатерининской средней школы
Новошешминский район,
Татарстан
Сегодня выживаем! А завтра?
Прочитал материал ╚Кому они нужны, эти школки?╩ (╚УГ╩, ╧ 29 от 18 июля). Очень меня задела проблема. Сам живу в селе, понимаю, как это важно сохранить школу.
Наша Казеевская малокомплектная начальная школа расположена в живописном месте, на берегу Сурского водохранилища, в старинном, некогда многолюдном селе. Сегодня мне больно видеть, как умирает Казеевка. Теперь мало кто из сельчан знает, что была здесь хорошая производственная база для животноводства и растениеводства. Наряду с богатым урожаем зерновых выращивали и собирали здесь редкую культуру – хмель. Некогда был в селе свой кирпичный заводик. Рос фруктовый сад с наливными яблоками и смородиной. На плантациях грели свои полосатые бока арбузы.
В шестидесятые годы образовался совхоз ╚Вязовский╩. Казеевка, вопреки воле жителей, стала отделением. Постепенно даже из разговорной речи ушло слово ╚село╩. Росла центральная усадьба совхоза, хирели маленькие села. Уезжали жители, сетуя, что детям нужен детский сад, средняя школа, учреждения дополнительного образования.
Наша малокомплектная школа пока еще держится. Конечно, я понимаю, что все это до поры до времени. Большая беда, а не вина наших ребятишек, что они заметно уступают в своем развитии воспитанникам детских садов. Обследования показали, что уровень развития, зрительной, слуховой памяти, логического мышления и воображения в разной степени не соответствует возрасту детей. Врачи ставят диагноз – задержка психического развития. Могут ли быть в нашей школе для таких разных детей одна программа, один темп урока, одна методика? Детишкам требуется помощь психолога, психотерапевта. Они должны отслеживать уровень развития наших детей, давать рекомендации педагогам. Конечно, мне хочется, чтобы сохранилось наше село, чтобы была в нем школа. Но нам очень нужна помощь специалистов, ученых и поддержка местных властей.
Алексей МАЛЬКОВ,
учитель малокомплектной начальной школы
Казеевка,
Пензенский район,
Пензенская область
Ни хитростью не тронут, ни коварством…
Известно, что уровень цивилизации определяют по отношению к женщинам, детям, старикам, инвалидам. Тяжело сегодня живется старикам, появилось много бездомных детей. А у нас в стране – фестивали, концерты, светская жизнь эстрадных звезд, конкурсы ╚мисок╩, война компроматов. По телевизору бесчисленные лотереи, игры с подарками. Какое кому дело до юных бомжат? Ну а старикам – тем вообще помирать пора. Нечего им трепыхаться, хватит, пожили.
Я часто вспоминаю первые годы после войны. Работала тогда в детском доме. Трудно было, а про детей не забывали. Мои мальчишки – четвероклассники обратили внимание, что воспитателям в столовой не дают масло, фрукты, сладости. Сначала они пытались угощать меня якобы лишней пайкой. Я категорически отказывалась. Однажды они подарили мне пачку маргарина. Что было делать? Отдала маргарин на кухню. Так хотелось тогда прижать этот кубик к сердцу.
Дети-сироты, чьи отцы и матери погибли на войне, были отзывчивы и добры. Сейчас моим ╚малышам╩ за шестьдесят, они приезжают ко мне до сих пор. К великому счастью, в нашей стране много добрых, отзывчивых людей. Но чаще всего это люди старшего поколения. Теперь детей не учат уважительно относиться к старикам. Но если наша старость еще худо-бедно согрета, то каково будет им, теперешним двадцатилетним, когда они выйдут на пенсию.
Довелось мне, будучи на пенсии, побывать в Германии. Со стыдом и горечью сравнивала жизнь их стариков с выживанием наших ветеранов. До сих пор стоят перед глазами прекрасные дома не для престарелых, нет, в Германии их называют уважительно – для зениоров, т.е. сеньоров. Поразили станции помощи, куда стариков-инвалидов берут на день, опекают, а к вечеру привозят домой, как малышей из детского сада. Запомнились все детали – индивидуальные легчайшие коляски и всевозможные приспособления для них в транспорте, системы в комнатах для лежачих, когда нажатием кнопки к человеку может подъехать стол, любая полка. Поразила непривычная для нас атмосфера чуткости, любви и доброты во взаимоотношениях больных и сотрудников. Как забыть телефоны-автоматы, сверкающие лаком и чисто промытыми стеклами с висящими аккуратными справочниками, не изорванными, не исписанными, что так характерно для нашего быта.
Мое внимание привлекла одна из кабин – вдвое шире остальных, с низко висящим телефоном. На двери надпись: ╚Бесплатно. Для инвалидов╩. Любопытно, когда я рассказывала об этом своим коллегам, почти все интересовались: ╚А как узнать, что это звонит инвалид? Ведь любой здоровый может позвонить бесплатно, и никто об этом не узнает╩. Немцам, видно, это в голову не приходило. А мы? Такой уж мы народ! Есть замечательное четверостишие: ╚С любым доброжелателен и прост, ни хитростью не тронут, ни коварством, я выжига, пройдоха и прохвост, когда имею дело с государством╩.
Сегодня любой из нас, благополучный до поры до времени, в считанные минуты может стать отверженным, одиноким, никому не нужным. Именно оно, наше государство, ведет себя, мягко выражаясь, не слишком благородно по отношению к собственному народу. Мы платим тем же.
Лариса ЗАХАРОВА,
учительница-пенсионерка
Жуковский,
Московская область
Потерялись при передаче
Хорошо было Чичикову в прошлом веке. У него не было людей, но на них были документы. А вот у нас, работников Чеботовской основной школы, все наоборот. Мы есть, но нигде не числимся.
Раньше школа была железнодорожной. Два года назад по приказу начальника Северо-Кавказской железной дороги школа передана в муниципальную собственность Тарасовского района Ростовской области. Получили тогда соответствующую лицензию, произвели обмен печатей. До недавнего времени все шло нормально. Выдавали нам зарплату из местного бюджета, оттуда же финансировали расходы на топливо, электроэнергию. В ремонте здания нам помогали местные предприятия и, конечно, родители.
Гром грянул весной этого года. С апреля мы перестали получать заработную плату. В отпуск ушли без денег. Ждали, что все уладится. Потом начали обращаться в отдел образования, в районную администрацию, в Управление железной дороги.
Выяснились странные обстоятельства. Школу-то передали, а документы надлежащим образом не оформили. Мы работаем, но мы ╚ничьи╩. Финансирование нашей школы не заложено в бюджет района на 2000 год. То есть мы нигде в документах не числимся. Администрация района не беспокоится, видимо, им выгоднее не знать о нас и потихоньку закрыть учреждение, где 54 ученика. Беспокоятся учителя, ребята, их родители. А властям, похоже, и дела до нас нет.
О.ЧАПЛЫГИНА, профорг школы,
И.КЛИМАЧКИНА, председатель совета школы,
А.СЕРОШТАНОВ, командир школьного самоуправления
Тарасовский район,
Ростовская область
Обновились!
Пишет вам директор школы. Мой стаж руководителя небольшой – два года. Коллектив наш дружный. Все 60 человек являются большими поклонниками и почитателями родной ╚Учительской газеты╩. Она нам помогает во всех вопросах. Мне как молодому руководителю интересен опыт других директоров. Педагоги с удовольствием читают материалы о своих коллегах, письма. На следующий учебный год планируем выписать уже не два, а четыре экземпляра ╚УГ╩.
В октябре нашей школе исполняется полвека. Несмотря на все трудности, мы произвели капитальный ремонт. Сияет новенькой краской фасад школы, заменены кровля, ограждения школы. Приобрели для ребят компьютер. Спасибо за все мэру нашего города Виктору Александровичу Функу. Мы постоянно ощущаем его заботу. Он понимает, что вкладывать средства в школу – самое выгодное и благородное дело. Наши дети видят внимательное отношение властей к школе и ценят это. Спасибо дружной ╚команде╩ – Владимиру Павловичу Гузинскому, Юрию Алексеевичу Даку, Александру Николаевичу Татарникову и начальнику управления образования Любови Владимировне Боровковой. Это наши добрые помощники. Мы все рады, что юбилей школы будем встречать в обновленном здании.
С.АВЕРЬЯСКИН,
директор 10-й школы
Куйбышев,
Новосибирская область
Крепкие корни
В нашей семье практически никто не знал подробностей о происхождении своего рода. Я подумала, неужели мы пришельцы ниоткуда. Ведь чем глубже в землю уходят корни, тем крепче стоишь на земле.
Я задумала восстановить свою родословную. В школе мне помогли педагоги. Познакомилась с литературой, узнала, как составляется генеалогическое древо. Потом я стала расспрашивать всех родственников, обращалась в архивы. В итоге выявила 53 человека по материнской линии, собрала другие материалы. Я старалась записать эпизоды из жизни моих предков, в которых наиболее ярко видна связь истории страны и человека.
Изучая судьбы моих близких, я определила, что большинство из них родились и жили в Псковской области. Однако события складывались так, что разметало моих родственников по всей России. События тридцатых годов, Великая Отечественная война сыграли свою роль.
В нашем роду много военных, педагогов и юристов. У всех родственников было сильное стремление к образованию. Я вывела еще одну интересную закономерность, характеризующую наш род. Она заключается в том, что большинство женщин оставались без мужей и одни воспитывали своих детей. Конечно, это связано с войнами, но также можно сделать вывод о силе женского характера. Интересно, что многие мужчины были заядлыми коллекционерами (денежные знаки, марки, открытки).
Изучая родословную, я поняла, что судьбы отдельных семей тесным образом переплетаются с судьбами нашей Родины. Еще я убедилась в том, насколько моя судьба, мой характер, мои устремления во многом предопределены моими предками.
Влада КОНСТАНТИНОВА, 15 лет
Владимир
А у нас! А у вас?
Жителям города Ярославля хорошо знаком этот красивый старинный особнячок в центре. Здесь всегда звучит музыка. Недавно дом-музей Собинова отметил свой пятилетний юбилей. Выступали известные певцы, студенты Собиновского музыкального училища, воспитанники детской музыкальной школы и математической школы ╧ 33.
Дом-музей поддерживает связь с Московским шаляпинским центром. Возглавляет Ярославское отделение шаляпинского центра увлеченный педагог Сергей Арамович Аракелов. К юбилею его воспитанники подготовили большой концерт. Программа включала различные музыкальные произведения.
Недавно наши молодые певцы приняли участие во втором Московском фестивале вокалистов. Дебют в столице оказался успешным. Жюри отметило студента математического факультета Ярославского государственного университета Илью Аракелова. Профессор Московской консерватории Галина Писаренко заметила, что у него редко встречающийся голос – контртенор. Самый юный участник конкурса, наш шестнадцатилетний студент Собиновского училища Александр Кленский, завоевал диплом второй степени. Молодому жителю Ярославля был также вручен приз зрительских симпатий. Его голос очаровал слушателей.
Славится наша земля своими талантами. Теперь и юные вокалисты добились признания.
Алексей КОЗЛОВ
Ярославль
Комментарии