search
main
0

А в спортзале – танцы, или Что повышает школьную мотивацию

“Села вымирают. В соседнем, например, осталось на зиму всего девять человек. Рождаемость падает: в школе учатся 25 детей – в два раза меньше, чем десять лет назад. Безработица, пьянство…” – такую неутешительную, но, к сожалению, характерную для современной деревни картину нарисовала Марина Плужникова, директор школы в селе Ункосово. Ситуация, как теперь принято говорить, стандартная. Но речь не о ней. Рязанский областной спорткомитет вручил Ункосовской школе премию – 1000 рублей за организацию спортивной работы на селе.

– Щедрое вознаграждение – хватит на пару лыж, – ехидно заметил я.
– Важно понимание, – возразила Марина Валентиновна. – Понимание того, что мы хотим сделать. В той ситуации, когда учителям платят 800-900 рублей в месяц (вместе с сельскими надбавками), а родители многих учеников вообще не работают, очень трудно создать здоровую атмосферу в школе. Трудно, но можно, и помогает в этом спорт.
– Вы сказали “здоровая атмосфера”. В прямом или переносном смысле?
– В обоих. Спорт не только укрепляет здоровье детей, но и повышает школьную мотивацию. А вы понимаете, как важно заинтересовать, привлечь ребенка в школу, особенно в селе, где ему больше и пойти-то некуда.
– Сомневаюсь, что утомительный бег в течение десяти минут по периметру душного спортзала может повысить школьную мотивацию. Или у вас нестандартный подход к преподаванию физкультуры?
– В зале мы проводим лишь уроки бальных танцев и игры, да и то только зимой. У нас лучшая в районе спортплощадка, так что в теплое время года баскетбол, футбол и волейбол проводятся на свежем воздухе.
– Постойте-ка! Вы же сказали, что в школе 25 учеников. Из кого же набираете команды?
– Объединяем в один урок два класса. Например, пятый и шестой. У такого объединения есть и еще одно преимущество – не повышается нагрузка на учителя при общем увеличении часов физкультуры: до трех в неделю в основной школе и до четырех – в начальной. Впрочем, недобор в команде иногда восполняют сами учителя. У нас традиция – раз в месяц проводим школьную спартакиаду: взрослые против детей. Иногда удается выигрывать.
– Вы, директор, гоняете в “баскет” с первочками?!
– А что в этом особенного? Только с маленькими мы в баскетбол не играем – для них мяч пока слишком тяжелый. Больше подходит футбол. Зато, представляете, сколько радости, когда дети выигрывают. Единственное, чего нам не хватает, так это денег на призы.
– А областной спорткомитет никак не поддерживает ваши спортивные достижения? Разумеется, кроме той внушительной суммы, о которой вы уже упомянули.
– Ну как же не поддерживает! В этом году подарили две пары пластиковых лыж с ботинками.
– Вам, как бывшей лыжнице, наверное, приятно было получить такой подарок.
– Скорее не мне, а ребятам. В школе сохранились семь пар деревянных лыж с тех самых пор, когда нас еще снабжали спортивным инвентарем централизованно. Сами понимаете, как много лет этим лыжам. Так что прокатиться на новых, да еще пластиковых, к тому же подержать в руках новые палки с надписью “От главы Рязанской области” – это почетно.
– Вы упомянули о бальных танцах. Они входят в расписание уроков?
– Да, они включены в школьный компонент. Я считаю, что уроки должны развивать в детях не только физическую, но и эстетическую культуру. В связи с этим не могу не сказать о замечательном человеке, настоящем энтузиасте своего дела – Геннадии Викторовиче Моськине. Он приехал к нам после Института культуры и буквально возродил эстетический блок.
– Блок тяжелый?
– Музыка, танцы и мировая художественная культура.
– Вероятно, не на одном энтузиасте держится ваша школа?
– Конечно, нет. Например, Елена Владимировна Сучкова, учительница французского, водит детей в походы. Маршруты самые разные. Зимой – лыжные, однодневные. А как растает снег – с палаткой и на велосипедах. В основном, конечно, по нашей местности. Тем более что мимо протекает очень живописная речка Алешня. А в прошлом году ребята предприняли не совсем обычный поход. В пяти километрах от нас находится село Гремячево, в котором живет Александр Новиков, ветеран Великой Отечественной войны. Ребята вскопали ему огород и посадили картошку.
– Молодцы, тимуровцы. Действительно необычный, я бы даже сказал – редкий туристский маршрут. А какие-нибудь выездные экскурсии планируются?
– Мечтаем показать ребятам Москву и Санкт-Петербург.
– Что же мешает?
– Финансовые затруднения. Сами понимаете, детей в гостинице не разместишь – слишком накладно. Вот если бы какая-нибудь школа согласилась нас приютить на два-три дня. Мы согласны на матах в спортзале ночевать. Тем более что с главой районной администрации удалось договориться насчет машины – транспорт и бензин бесплатно.
– Я надеюсь, ваши московские и питерские коллеги откликнутся и дадут вам пристанище. Стоит только дать адрес, по которому они могли бы сообщить о своем добром намерении: Рязанская область, Чучковский район, село Ункосово, директору основной школы Марине Плужниковой.
– Думаю, что сотрудничество может оказаться полезным обеим сторонам. У нас появилась идея открыть летом оздоровительный лагерь на базе нашей школы. Правда, пока эта идея не обрела под собой твердую материальную базу. По смете получается, что содержание 50 человек в течение месяца на полном пансионе обойдется примерно в 100 тысяч рублей. Сюда входят культурно-оздоровительные мероприятия и экскурсии в Рязань и Касимов. Начальник областного Управления образования Александр Канунников обещал профинансировать этот проект. Еще одна задумка. Елена Сучкова, преподавательница французского, о которой я уже говорила, ездила с учителями области во Францию. Это было давно, однако старые связи сохранились. И теперь, когда в нашей школе наконец завелся собственный компьютер, появилась возможность обменяться парой электронных посланий с культурным Центром Рауля в Париже. Этим летом они обещали прислать к нам своих студентов – будут преподавать в летнем лагере французский. Есть надежда, что мы получим из Парижа не только “волонтерскую”, но и финансовую помощь.
– А может быть, и ребят во Францию свозите?
– Боюсь, это несбыточная мечта.
– Я просто уверен, что она осуществится.
– Очень хочется, чтобы наши дети не чувствовали себя обделенными в этом мире.

Николай ХОТЕЕВ
Рязанская область

Статфакт

Учителей физкультуры недостаточно или нет вообще в 7% школ.
В 63,8% школ спортивные секции и дополнительные занятия по физкультуре проводятся только со здоровыми детьми. Группы ЛФК и занятия с детьми спецмедгрупп проводятся лишь в 31,7% школ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте