search
main
0

А в это время на земле происходили чудеса

Новогодние сочинения по физике

Большой интерес представляет полученный в психологии (Рибо, Р.Мейли) вывод о том, что для развития творческих способностей необходимо совершенствовать как логическое, так и образное мышление. Между тем роль образного мышления в преподавании физики явно недооценивается.

Как же его развивать? Известно, что все способности развиваются в деятельности. Необходимо последовательно предлагать школьникам задания на выработку умения представить изучаемое явление в виде того или иного образа.

Такой подход к исследовательской деятельности использовали некоторые ученые. Так, академик А. Мигдал неоднократно обращал внимание на то, что образное видение явлений помогает решению научных проблем. Скажем, исследуя вакуум, он советовал представить, как он кипит, бурлит, как из него что-то рождается.

В теории решения изобретательских задач в технике разработаны методы активизации творческого поиска. Один из них – метод эмпатии – состоит в том, что человек входит в образ исследуемого обьекта, то есть мысленно становится прибором, деталью, частицей и т.п. и старается осуществить требуемое от него действие.

Полезны задания такого типа:

– представьте себя тем или иным физическим обьектом (молекулой, атомом, броуновской частицей) и напишите небольшой рассказ, в котором опишите свое окружение и все, что происходит с вами;

– сочините диалог, рифмованный текст или краткий очерк об изучаемом физическом явлении.

Методический прием – использование образного описания физических явлений – представляется нам перспективным для изучения физики и может быть интересен для учителей. А чтение в классе детских работ, приведенных в этом материале, может стимулировать их сверстников к написанию собственных сочинений по физике.

Опыт проведения подобных сочинений в школе # 579 г. Москвы говорит о целесообразности данного приема. Ребята глубже понимают физику и лучше решают качественные задачи.

Приведем пример. Дети любят Новый год и всегда с нетерпением ждут его прихода. Они верят, что в канун этого лучшего из праздников могут происходить самые удивительные события.

Школьные занятия в это время тоже не должны быть обычными. Однажды учительница прочитала шутливое стихотворение выпускника школы А.Т., который в поэтической форме описал свои чувства к физике. Затем предложила ребятам (по желанию) написать дома собственные фантазии. Обсуждение этих работ в классе получилось веселым, интересным и полезным для творческого усвоения физики.

Многие работы полны волшебной выдумки: изучаемые физические обьекты обретают дар речи и сами рассказывают о том, что с ними происходит. Детское простодушие трогательно и оптимистично.

Лучшие, на наш взгляд, сочинения мы предлагаем вниманию читателей “Учительской газеты”.

Светлана ТИХОМИРОВА,

ведущий научный сотрудник Института общего образования МО РФ, кандидат педагогических наук;

Наталья ШАБАЛИНА,

зав.кафедрой естественно-технических дисциплин средней школы # 579

Москва

Сказка о щенке Бобике и сметане

И вот наконец корзина оказалась на земле. Нора спала, и Бобик, воспользовавшись этим, вылез наружу. Встав лапами на землю, щенок почувствовал, что она ужасно холодная. Оглядевшись, он увидел, что все покрыто белой сметаной.

Обрадовавшись, Бобик побежал в дом, схватил первую попавшуюся миску и выбежал обратно. Зачерпнув, сколько мог, сметаны, Бобик залез в корзину, разбудил маму и закричал:

– Мама, я нашел сметану! Посмотри!

Нора улыбнулась:

– Глупенький! Это же снег! Посмотри в свою миску!

Бобик взглянул в миску и увидел, что там нет ничего, кроме воды.

– Ой, мама, а где же сметана?

– Сынок, это был снег!

– А что такое снег?

– Снег – это замерзшая вода. А в тепле она тает.

– А-а! – протянул Бобик. Он был немного разочарован, что снег – это не сметана.

Елена Филимонова,

7-й класс

Про лучик света

Жил-был лучик света. Он всегда светил в окно. Прямо в кабинет физики.

Он был очень одинокий. Но однажды под Новый год он увидел, что из какого-то аппарата светил другой луч. Лучик света познакомился с новым лучом. И когда приятель появлялся, они долго-долго разговаривали.

Однажды солнечный луч сказал другу:

– Завтра я открою тебе тайну. Я расскажу тебе о моем прошлом, а это – тайна.

– Но почему завтра?

– Я не могу тебе сказать о ней сегодня. Так захотело солнце. Оно мой источник света. Оно породило меня. Но есть одно условие.

– Какое?

– Ты должен быть прямым. Если ты искривишься и уйдешь в другую сторону, то не услышишь меня, а я навсегда уйду из этой комнаты.

– Но почему я должен быть именно прямым?

– Потому что такое условие поставило солнце. Эту тайну мне открыло оно. И сказало, что можно ее открыть только первому другу.

На следующий день солнечный луч появился в окне. Он увидел, что к его приятелю подошел человек. Человек преградил лучику из аппарата путь толстой стеклянной линзой. От этого луч стал кривым. И он не услышал, что сказал его солнечный друг. От этого лучик из аппарата заплакал.

В последующие дни он видел и другие лучи, но только не своего солнечного друга. Он с ними не разговаривал и навсегда остался молчаливым.

Елена Федотова, 8-й класс

Пошел Филя гулять

– Ой как здорово! – крикнул котенок и стал кататься по льду. А через два дня потеплело, и Филя опять пошел гулять. Лед, как и два дня назад, покрывал лужи, но уже был какой-то не такой. Филя этого не заметил и решил прокатиться. Разбежавшись, он выскочил на лед. Через несколько секунд котенок стоял посередине лужи, а лед был разломан и потихоньку таял под слабыми лучами солнца.

Прибежав домой, Филя все рассказал маме.

Мама сказала:

– Эх ты, сегодня же на улице 0оС, точнее даже выше 0оС…

– Ну и что? – спросил котенок.

– Это температура, при которой плавится лед, – ответила мама-кошка. На следующий год Филя каждый день узнавал погоду. И если красный столбик термометра поднимался над нулевой отметкой, то он уже не катался по льду.

Света Ефимова,

7-й класс

Странный случай

А в это время на всей земле происходили разные чудеса: ходить стало трудно – скользили ноги, все стало медленно распадаться – вылезли гвозди, многие дома покосились.

Люди были обеспокоены происходящим, стали обращаться друг к другу и спрашивать: “Не знаете ли вы, почему так происходит?” Вопрос дошел до ученых. Профессора задумались. В итоге они сошлись на мнении, что стала исчезать сила трения. С каждым днем положение становилось все хуже. Все искали причину ослабления силы трения.

Ученые решили искать там, где сила трения меньше всего. После долгих поисков была найдена странная машина, вокруг которой сила трения почти отсутствовала, и все поняли, что именно она уменьшает трение. Много способов уничтожения этой адской машины было предложено, но ни один не срабатывал – мешало отсутствие силы трения.

Вдруг один из профессоров услышал странный звук, похожий на чиханье, и увидел, что из машины что-то капает. И понял он, что машина простудилась. Взял он aspirin Upsa и подбросил ей. И случилось чудо – сила трения восстановилась. Оказывается, машине было плохо, и она просила о помощи.

Роман Севостьянов, 6-й класс

выпускник школы

* * *

У новогодней елки, дома,

Под шум веселья, как всегда,

Я полюбил законы Ома

И точку таяния льда.

И двигатель четырехтактный

В моей груди стучит давно –

Сперва – туда, потом – обратно,

Напоминая цикл Карно.

И в конденсаторе ладоней

Я проношу сосуд с водой,

И миллион молекул стонет,

Стучась о стенки головой.

Сияют радугой селедки,

Искрится под рукою кот,

И замыканием коротким

Трясется в пляске хоровод.

Клянусь своим удельным весом,

Что не забуду никогда

Тебя, Снегурочка из леса,

Тебя, тяжелая вода.

Юля Шабалина,

* * *

Блестят шары на елке новогодней,

И мира в них сияет отраженье.

А подойдешь – в стеклянном шаре

Свое увидишь ты изображенье.

Кто знает, почему оно

Уменьшено?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте