search
main
0

А у вас есть живая сова? Природа и труд – главные воспитатели

Сельская школа. В нашей стране она всегда была чем-то гораздо большим, чем просто дом, где получают знания. Она больше, чем городская, близка к труду, более тесно связана с природой. Она сосредоточие культурной силы и духовный очаг. Сельский учитель – чуть ли не единственный представитель интеллигенции в деревне.

Станица Каневская похожа на маленький город. В центре – парк с фонтаном. В парке скамейки всегда заняты. Молодые мамы с колясками оживленно беседуют. Старики дремлют в тени огромных старых деревьев. В конце августа жарко. Солнце печет. Жирная гусеница неторопливо, но упорно ползет по ветке. А вот и вторая, третья… Да, все же Каневская – именно «сельский населенный пункт». И школы здесь… Вообще-то от городских они мало чем отличаются.

Но нет, отличаются! Вот, скажем, гимназия. Я побывала там накануне учебного года. Заходим с начальником районного управления образования Людмилой Артамоновой во двор, и я буквально застываю на месте. Рядом со школой – курень: старинный сельский жилой дом с соломенной крышей. Внутри обычное убранство, какое было у каждой станичной семьи на Дону. Вот такой здесь в сельской гимназии придумали исторический музей. Здорово, правда? Сразу виден станичный быт.

Но сама гимназия ничем не уступает любой городской. Она современна по оформлению, хотя ее зданию 130 лет. Впрочем, у гимназии их два. В новом есть даже пандус для детей-колясочников.

– И много у вас инвалидов? – спрашиваю я.

– Да, тьфу-тьфу, – ни одного, – отвечают. – Пандус – на всякий случай, мало ли что. Вдруг кто приедет жить в Каневскую с больным ребенком…

Между двумя зданиями – маленькая аллея. Однажды младшие гимназисты насчитали на деревьях (нет, вы не поверите) двести сов!

– Сидят себе, смотрят вниз своими огромными полуслепыми, в дневное-то время, глазами, – рассказывает директор гимназии Ольга Маркина.

Надо же, думаю я, абсолютно доверяют человеку. Вот уж действительно: «Благослови детей и зверей». Слияние с природой – вот главное отличие сельской жизни и, конечно же, школы от городской.

В новом здании я еще раз застываю от удивления, когда оказываюсь на пороге… нет, вы только представьте себе… суперсовременной музыкальной студии, оснащенной по последнему слову техники!

– Здесь мы создаем свои шедевры, – довольно улыбаясь от произведенного на меня впечатления, говорит педагог дополнительного образования гимназии Камо Галстян. – Сочиняем и записываем песни. Если постараемся, можем и симфонию создать, где наша не пропадала.

В студии уютно. Вместе с несколькими учителями мы рассаживаемся на диване и в креслах.

– Ваша сельская школа, каковой по сути является гимназия, – очень современна, – в восхищении говорю я. – А давайте все вместе попробуем определить, каким должен быть директор такой современной сельской школы.

– Ну прежде всего, я считаю, он должен быть, что называется, «человеком на своем месте», – уверенно начинает сама директор гимназии Ольга Маркина. – Без этого ощущения руководителя просто нет. Мне искренне жаль людей, которые идут на руководящие должности только из соображений карьерного роста. Должность-то у них есть, а вот радость, удовлетворенность жизнью… скорее всего отсутствуют. Несчастные это люди. Мало того, в школе ты должен ощущать себя человеком на своем месте в двух ипостасях: и по должности как руководитель коллектива и по сфере деятельности как учитель-предметник. Но и это еще не все. Я ко всему прочему чувствую себя еще и педагогом, воспитателем, наставником детей. Без этого триединства я не смогла бы считать, что моя профессиональная самореализация состоялась. Но, слава богу, сегодня я с уверенностью говорю: работа директором – главное дело моей жизни. Даже несмотря на низкую зарплату я не хотела бы работать ни в каком другом месте. Только в школе! Как и везде, у нас, разумеется, есть проблемы, бывают и большие, но я не теряю уверенности, что смогу реализовать если не все, то во всяком случае большинство своих планов.

– А что именно дает вам такую уверенность, – настаиваю я, – ведь вы сама признаетесь: зарплата маленькая, а проблемы большие?

– Помощь управления образования. К начальнику можно прийти с любой идеей, даже самой, казалось бы, сумасшедшей. Людмила Анатольевна и выслушает, и поможет: советом, делом, а подчас и деньгами.

– Знаете, чем ценно сельское начальство? – вступает в разговор директор 1-й школы Светлана Середа. – Оно не где-то там. Оно рядом. Разное. Все понимающее. Хотя от самой личности, конечно, очень многое зависит. Активный ты человек? Живой. Душевный. Искренний. Или тебе на все наплевать? Люди: ученики, учителя – это для тебя кто? Родные души? Или «единицы»? Мне кажется, в городе, особенно большом, очень трудно полюбить всех, ведь их много. А в станице мы все друг друга знаем. С «начальником Артамоновой» мы дружим. Без панибратства. Без заискиваний. По-настоящему уважая друг друга. Это дорогого стоит. Она дружит не только с директорами, но и с учителями тоже.

– Со мной, например, – включается учитель риторики гимназии Нина Семилейская. – Мы давние друзья. Но можно мне о другом? Генерировать идеи – вот что должен уметь современный директор школы. Не контролировать только, не раздавать поручения, а самому мыслить! Причем и как хозяйственник в том числе. А также и как психолог. И как сельский труженик. А еще он близкий, понятный всем станичникам человек. Притягательная личность. Оптимист.

– Но что это значит: директору школы мыслить как сельский труженик? – мне не хочется прерывать интересный разговор.

– Любить землю. Понимать смысл сельского труда, – отвечает на мой вопрос Людмила Артамонова. – Все каневские школы (вместе с учителями) ежегодно трудятся на полях и в саду наших двух акционерных обществ и в огород-бригадах. Нынче школы уже обеспечены картошкой, свеклой, помидорами, перцем, огурцами и морковью. Это помогает нашим детям в их подготовке к самостоятельной жизни в станице. А у каждого директора сформировано отношение к своему учебному заведению как к школе трудовых ресурсов для села. Мне кажется, период выжидания: что будет с сельской школой, по какому пути в своем развитии она пойдет, закончился. Во всяком случае, у нас в станице и во всем районе. Главная задача для нас сегодня: внимание к личности школьника, его здоровью, повышению интеллекта, воспитанию нравственности через любовь к крестьянскому труду. На августовской конференции я об этом говорила.

…Я слушала Людмилу Анатольевну и тихо радовалась: изменилась за последние годы жизнь сельской школы. Сегодня она не только определила свои ориентиры. Она полна не только надежд, но и уверенности. А ее директор уже заботится не только о том, чтобы все ученики были сыты.

станица Каневская, Краснодарский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте