Я счастливый человек, иду на работу, как на праздник. Люблю свою профессию, люблю своих учеников, люблю свой 11-й «А». Много внимания уделяется сейчас образованию, масса новаций, различные методы проведения уроков, использование проектных технологий, знаний компьютера и т.д. Работать интересно! Мне приходится общаться и с классами коррекции, и с одаренными детьми. Сравнить это можно с американскими горками: то вверх, то вниз. А работа классного руководителя – огромное поле деятельности! Однако любят у нас все привести в рамки. Классный час надо обязательно провести один раз в неделю, по плану. А ведь это живая, трепетная работа.
А родительские собрания? Прошла четверть, сообщены итоги, поставлены цели, над чем работать, и вот через 2 недели нужно проводить собрания с интересными темами: «Здорово быть здоровым!» и «Профилактика СПИДа, венерических заболеваний и т.д.». Очень неуютно я себя чувствовала, зачитывая своим родителям прописные истины о половой жизни, рассказывала о СПИДе. Чувствовала унижение, ведь взрослые люди сидели – родители 17-летних учеников. Они уже все знают, слушают лишь из вежливости: надо так надо.
Мне нравится приходить на свои уроки химии с заранее приготовленным конспектом урока, но, видя глаза учеников, какую-то ситуацию, все меняю. Устраиваем экологический проект, вспоминаем об истории открытий химических элементов и т.д. А НОУ – это же праздник души! Работаю с научными проектами старшеклассников более 5 лет, интересен поиск темы, их горящие глаза, работа в лаборатории, экспериментальная часть. За это время несколько раз была призером городского конкурса имени Вернадского «Я и Земля».
Я сама из учительской семьи, общий стаж более 70 лет. Но мама не разрешила мне поступать в педвуз. А жизнь меня сама привела в школу, где я и нашла свое призвание. Считаю, что если после каждого выпуска кто-то из моих учеников становится химиком-технологом или поступает в медуниверситет, в политехнический вуз на химико-технологический факультет, то я не напрасно преподаю мой любимый предмет химию. Посчитала, что 40 учеников продолжили изучать химию…
А теперь о том, что не устраивает меня в школе. Порой я себе напоминаю птицу с крыльями спутанными. Раньше, лет 10 назад после объяснения новой темы полкласса меня понимали, и я это видела. Химия ведь трудный предмет. Сейчас число «понимающих» резко снизилось до 3-5. Что случилось? Да просто дети другие. Не хотят открывать книги и читать, не имеют желания учиться. Я стою у доски, «выпрыгиваю», ищу новые методы, игры, привлекаю компьютер, показываю опыты, а у них безразличные глаза. Начинаю заставлять, пугать двойками, устраиваю зачеты, дополнительные занятия, встречаюсь с родителями. Контрольная работа – опять у половины класса двойки. Дома не сплю по ночам, ищу причину в себе: надо было вот так, надо было выделить, надо было обратить двойное внимание, надо было заставить… Открываю книги, ищу новые методики, но двоек много! На педсовете опять звучит моя фамилия.
Я понимаю: двойки ставить нельзя. Я в ответе за знания учеников по химии.
Конечно, можно поставить тройку и спать спокойно, но совесть-то не спрячешь. А сообщение о том, что я буду получать зарплату согласно уровню знаний, пугает. Жить-то хотят все хорошо, и это значит, что в классных журналах у учеников будут стоять только четверки и пятерки. А двойки я поставила только себе, как говорит моя завуч. Видимо, она права!
Но ведь и Шаталов писал: «Отметка ставится за знания, а не за незнание!»
Интересно узнать мнение других учителей.
Татьяна СЕЛИВЕРСТОВА, преподаватель химии, Волгоград
Комментарии