Детство – это благословенная пора, вся залитая солнцем, радостью, искрящаяся всеми цветами радуги. Это безбрежное счастье, беззаботное и безоблачное. Став взрослыми, мы понимаем, что истоки этого счастья в той большой любви, крылами которой осеняли наше детство родные – мама и папа, наши бабушки, дедушки, тети и дяди.
Там, в этом чудесном мире детства, всегда цвела весна, и было невероятное ощущение радости и ожидания чуда, а окружающий огромный мир открывался ребенку все новыми и новыми своими сторонами и красками. Было все, чтобы чувствовать себя счастливым в этом большом и прекрасном мире.
Вспомните, каким было наше детство. Мы просыпались, быстро завтракали и бежали на улицу – там уже собралась дворовая компания, сейчас начнутся игры. Прятки, салки, казаки-разбойники, вышибалы, шалаши на деревьях, гонки на велосипедах – и так до бесконечности, точнее, пока домой не «загонят».
Естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, что в то время, что сейчас, – это подвижные игры!
Они являются одним из условий развития культуры детей. В них они осмысливают и познают окружающий мир, в них развиваются интеллект, фантазии, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость детей в движении. Играя, они не только познают окружающий мир, но и преображают его.
Конечно, многие скажут, что подвижные игры лучше неподвижного времяпрепровождения. Однако у дворовых игр гораздо больше преимуществ:
– активная социализация;
– развитие ловкости, координации движений и выносливости;
– пребывание на свежем воздухе и солнце;
– умение играть в команде;
– приобретение навыков решения конфликтов, нахождения общего языка с разными людьми с различными темпераментами, общение в разновозрастной группе;
– развитие фантазии, воображения, творческих способностей;
– разнообразие деятельности – полноценный отдых.
Вспомним сегодня некоторые из них.
Тише едешь – дальше будешь. Стоп
Как играть?
Задача водящего – стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь – дальше будешь. Стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.
Что развивает?
Координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.
Колдунчики
Как играть?
Участники убегают от водящего (эта игра – разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него – осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков – бегать с брызгалками и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.
Что развивает?
Умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.
Я знаю пять имен
Как играть?
Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» – и далее по кругу.
Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.
Что развивает?
Многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.
Дворовая игра остается примером того, как, используя минимум реквизита, можно обеспечить досуг для всей группы детей!
Наступает летняя пора активного отдыха наших воспитанников. Давайте вспомним наши старые любимые игры и научим им ребят.
Несомненно, будет здорово, весело и шумно! И, может, постепенно дворовые игры вернутся в нашу жизнь веселым смехом. А для этого нужно всего лишь научить детей в них играть, восстановить ту ниточку преемственности, когда правила игр передавались от старших ребят к младшим, из поколения в поколение.
Светлана КОЛГАНОВА, воспитатель школы №853
Комментарии