Школа №162, одна из первых в Академгородке, открылась в 1961 году как общеобразовательное учебное заведение. Через несколько лет она стала средней школой с углубленным изучением французского языка. В 1990-х и начале 2000-х в связи с падением рождаемости по стране учеников в ней было не так много, как должно было быть по плану. Однако работа велась большая: участие в международных проектах, поездки в страну изучаемого языка, но прежде всего – победы в многочисленных олимпиадах, конференциях и конкурсах.
Привозя школьников на областные олимпиады, я часто слышала реакцию коллег из других районов. Мол, приехали «французы», теперь они заберут все призы. Безусловно, в этом заслуга и всей школы, и учителей. На сайте учебного заведения можно прочитать самые разные отзывы: кто-то хвалит, кто-то ругает. Помните старинный принцип: «Хороший учитель тот, кто ставит моему ребенку хорошие оценки»? Думаю, не нужно объяснять, кого называют плохим.
Анна Михайловна Леонтьева кандидат филологических наук, доцент, преподаватель французского языка с большим опытом работы в вузе. Как она решилась сменить работу, перейти в среднюю школу? В беседе со мной она не раз упоминает о том, что ей до сих пор задают этот вопрос. А ведь прошло более десяти лет, с тех пор как она согласилась стать руководителем общеобразовательного учреждения.
Первые годы было очень трудно. Большую помощь и постоянную поддержку оказывал Департамент образования мэрии города Новосибирска. Сказывалась специфика различия между собственно городом и Академгородком. До центра города от нас 30 километров. К тому же здесь проходит граница области, совсем недалеко находится город Бердск. А главная улица упирается в Обское море (водохранилище). Директор сознается: первые годы она иногда говорила «у вас в городке», а потом как-то поймала себя на том, что привычно произносит «у нас в городке». Иными словами, наработано было много, и она стала ощущать себя «своей».
С первых дней руководитель школы поняла, что требуются большие перемены. Ей хотелось создать нечто новое, опробовать модель устойчивого развития школы. Конечно, поначалу она не могла бы сказать, что именно требует новаторства, но не сомневалась в необходимости нового подхода. Прежде всего нужно было создать коллектив единомышленников, атмосферу доверия и творчества.
Директор – человек активный, о чем говорит ее послужной список. Анна Михайловна победитель регионального этапа X Международной ярмарки социально-педагогических инноваций (2011), победитель конкурса лучших руководителей образовательных учреждений Новосибирска в номинации «Прорыв года» (2012), победитель конкурса лучших руководителей образовательных учреждений Новосибирска в номинации «За развитие социального партнерства» (2013), победитель IX Всероссийского конкурса деловых женщин «Успех» в номинации «Лучшая представительница деловых женщин России» в области образования, менеджмента (2013), победитель Всероссийского конкурса «Директор школы» в номинации «Директор-новатор» (2016). И совсем необычная строка в ее резюме: кавалер ордена Академических пальм – одной из престижных наград Франции (2016). Несколько лет она ведет дистанционно занятия в Высшей школе экономики.
Проходя недавно мимо, я заметила на здании новую вывеску. Вместо знакомого десятки лет названия «Школа №162 с углубленным изучением французского языка» теперь «Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска центр образования лицей «Интеграл». Позвонила директору, договорилась о встрече.
Сразу после того как завершилась торжественная часть выпускного вечера и ребята высыпали на улицу сниматься на память, мы с Анной Михайловной присели в кабинете поговорить.
– К тому времени, как мне предложили эту должность, у меня уже был опыт 18 лет работы педагогом, – рассказывает директор. – Я долго не колебалась, хотя понимала: или сумею добиться перемен и сохранить образовательное учреждение, развивать его в новом направлении, или придется уйти назад в вуз. И вот я уже 13 лет здесь. Помогало то, что мне фактически не нужен был карьерный рост, научная степень и звание уже были, как и очень высокий уровень владения французским языком. Ну и пост сразу предложили высокий (смеется). На самом деле, конечно, работа директором школы – это постоянный стресс, напряжение, головная боль. Общение с родителями, с детьми, с коллективом требует непрерывной концентрации, готовности к неожиданному. Знаете, мне хотелось выйти из зоны комфорта, школа – это такой огромный вызов.
По словам Анны Михайловны, она никогда не принимала для себя определение «элитная школа» или, наоборот, «отсталая школа». Все дети имеют право на бесплатное среднее образование. В силу проявленных способностей в дальнейшем они могут продолжать образование или идти работать по избранной специальности. Главное – чтобы им было хорошо в школе и чтобы они хотели стать полезными членами общества.
Участвовать в воспитании, образовании, подготовке детей к жизни можно начинать не только в первом классе школы, необязательно разделять процесс на этапы. Поначалу, когда стало известно, что при школе №162 организован детский сад, в Академгородке восприняли новость с легким недоумением. Директор терпеливо разъясняла свой подход. Родители приводят ребенка в садик при школе, он привыкает к обстановке, к месту, возникает детская дружба, привычка к определенному режиму дня, к общению с взрослыми воспитателями. Потом родители приводят шести-семилеток в школу, для них это становится продолжением уже понятного процесса не только учебы, но и социализации.
Сегодня «Интеграл» включает в себя непосредственно школу плюс пять детских садов, два из которых находятся в пристройках на территории школы.
На традиционный вопрос о сложностях Анна Михайловна задумывается, а потом честно отвечает: «Я не могу ответить. По-моему, надо просто слаженно работать, обсуждать трудности, находить решение проблем. Главное – дети».
Нина КОПТЮГ, Новосибирск
Комментарии