Система оценивания, используемая на сегодняшний день в большинстве школ, не справляется с такими основными функциями, как мотивационная, воспитательная, развивающая, коррекционная. Это связано в основном с тем, что оценивание становится все более субъективным, относительным, на него оказывают влияние многие факторы (общий уровень знаний детей, желания родителей, мнение администрации).
Чтобы избежать издержек, мы ведем работу по внедрению критериального подхода к оцениванию. Основополагающие принципы нами были взяты из Международного бакалавриата. Мы считаем, что эта система оценивания имеет принципиальные преимущества перед существующей системой: снижение тревожности; объективность; единство требований; многогранность; сравнение достижений учащихся с эталоном; повышение ответственности учащихся за результат своего труда; возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля учащихся. А самое главное, внедрение критериального оценивания влечет за собой переход к деятельностному подходу организации учебного процесса, который ориентирован на развитие не только знаний, а в основном компетентностей учащихся, причем как общеучебных, так и специальных. Это связано с тем, что содержание критериев позволяет оценить не только уровень усвоения полученной суммы знаний, но и степень сформированности определенных умений и навыков, а прежде чем проверять что-либо, этому надо научить.Для нас важно, что критериальное оценивание включает в себя два типа оценивания: формирующее и констатирующее. Формирующее оценивание производится в ходе обучения, то есть по мере овладения учащимися основными знаниями, умениями и навыками изучаемой темы. Этот вид оценивания позволяет осуществлять обратную связь между учеником и учителем – помогает ученику корректировать свою работу; позволяет учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую работу, то есть осуществлять более качественно процесс обучения. Цель формирующего оценивания – помочь учащемуся достичь более высоких результатов в образовании. Оно во многом сходно с текущим контролем, принятым в российской образовательной системе, однако его важнейшее преимущество то, что оценки, полученные в процессе изучения темы, выполняют только информативную и корректирующую функцию, так как не влияют на итог. Констатирующее оценивание проводится в конце изученной темы или раздела для того, чтобы дать возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме; учителю дать заключительное суждение о достижениях учащихся, выставить итоговые отметки. Объективность, единство требований, возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля достигаются при критериальном подходе к оцениванию через введение рубрикаторов – подробных описателей уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующего им количества баллов. Рубрикаторы составляются для каждого вида констатирующих работ, причем наполнение рубрик меняется в зависимости от содержания темы. Желательно, чтобы описание уровней достижений давалось в позитивном ключе. Рубрикаторы делают процедуру оценивания максимально прозрачной, то есть понятной всем участникам образовательного процесса: учителю, ученику, родителям. Рубрикаторы позволяют и учителю, и ученику поэлементно анализировать каждую работу, что дает возможность отслеживать, какие именно знания, умения и навыки западают у каждого ученика, а где есть прогресс. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении. Т.ОКСЮКЕВИЧ, учитель физики Центра образования «Гамма» №1404
Комментарии