На перемене между уроками литературы и английского две четвероклассницы самозабвенно наяривали джаз на стоящем в углу классной комнаты пианино, импровизируя по ходу. Пританцовывая в такт, мальчишка с растрепанными волосами рисовал на доске забавные рожицы. Углядев в одном из портретов себя, его приятель бросился к доске, стараясь оттолкнуть начинающего карикатуриста и придать новое значение шедевру.
Юные художники шумно сопели, пытаясь отнять друг у друга мел, девочки лихо перескочили с «крутого» джаза на легкую мелодию «Шербургских зонтиков». А за окном звенели голоса детсадовцев. Какой-то малыш, скатываясь с горки, не удержался на ногах, шлепнулся и разревелся. Первой к нему подскочила не воспитательница, а девочка, чуть старше его самого. «Не плакай, – утешала она его, отряхивая с коленей грязь. – Я покажу тебе, как прыгать через лужу…»
Государственное образовательное учреждение № 1835 «Начальная школа – детский сад» в качестве московской городской экспериментальной площадки возникло несколько лет назад – в 1995 году. Взяв себе название по одной из книг известного педагога Яна Амоса Коменского «Материнская школа», эксперимент начал стремительно расширяться. Ведь поначалу вся «Материнская школа» состояла из одной группы детского садика. Теперь таких групп три, да еще к ним присоединились четыре класса начальной школы. Основная цель разработанной под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко программы – попытаться развить ребенка, сформировать его мышление, коммуникативность, его личность через игру, творчество и общение.
В «Материнской школе» ввели разновозрастные группы в детском саду, при этом те из ребят, кто подрос и начал учиться в школе, со своей бывшей детсадовской группой не расстаются, а по праву старших принимают участие в общих играх, в планировании дел для группы, организации учебы дошкольников, даже разрабатывают вместе сценарии праздников, походов, театральных представлений, будущих экскурсий. Во второй половине дня, после того как школьники отзанимаются в школе, а дошкольники наиграются в своих группах, начинаются совместные игры, дела, праздники вроде дня рождения группы или совместного похода за город. Фактически старшие дети учатся опекать младших, и самое забавное, что и тем и другим такое времяпрепровождение приходится по вкусу. Конечно, иногда они устают друг от друга и тогда кучкуются по своим группкам, обсуждая собственные, только им одним понятные проблемы, но это тоже нормально. Нелепо было бы требовать от детей постоянной самоотдачи.
Особую роль в «Материнской школе» играют родители воспитанников. Поэтому вся практика воспитания и образования детей здесь построена на принципах складывания семейно-общинных форм жизни и деятельности.
– Воспитание ребенка невозможно без активного участия семьи, – уверена директор ГОУ «Начальная школа – детский сад» Елена Иванова. – В том числе и без ее доброжелательного и внимательного отношения к фантазиям своего отпрыска. Учитель очень немного сможет добиться, если после занятий в школе, где все будет построено на игре и развитии воображения, ученик придет домой, а ему скажут: что ты ерундой маешься, выбрось всю эту чушь из головы и просто иди учи глаголы. Поэтому мы полагаем, что необходимо подключать к процессу образования и родителей, чтобы они понимали, как происходит организация образования в нашей школе, в детском садике.
Одна из задач «Материнской школы» – создание комфортного детско-взрослого сообщества, в котором хорошо будет всем, где каждый будет лучше понимать другого и уважать его, даже если этот другой еще очень мал. Конечно, это не просто. Многие родители отказываются идти на контакт, полагая, что если отдал ребенка в детсад или школу, то все проблемы по его воспитанию перешли автоматически на плечи педагога. Есть и те, кто убежден, что они всегда лучше знают, что нужно ребенку, а все эти игры, «прятки-догонялки» его только сбивают с толку. Не фантазии, мол, нужны, а знания.
Конечно, кто спорит, знания очень нужны. Но мы хотим развить в наших детях помимо необходимых знаний, умений, навыков еще и способности. Причем способности не только в смысле одаренности (все дети талантливы в той или иной области, с этим сегодня уже никто не спорит), но также и в смысле способности к самостоятельной деятельности. Необходимо отметить, что способности эти в отличие от знаний, умений, навыков формируются у ребенка в определенных условиях и требуют сильной мотивации, воли. Выявление новых способностей – явление не ежедневное, иногда на формирование новой способности надо затратить несколько лет. Но если способность проявилась, она не исчезает со временем. Поэтому по отношению к формированию способности мы используем термин «выращивание».
Однако оказалось, что в традиционной программе образования детей, скажем, дошкольного возраста представлен обширный материал, способствующий выработке знаний, умений и навыков, но почти ничего не говорится о способностях. В программе не описаны формы организации сознания ребенка, которые можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. Между тем для нас была очевидна разность задач по формированию знаний и по развитию способностей. Да, можно научить ребенка различать конкретные геометрические фигуры и классифицировать их по предложенным взрослыми признакам и основаниям, но при этом нет гарантии, что ребенок перенесет способность различения и классифицирования на незнакомый для него материал (допустим, на звуки речи или музыкальные звуки, незнакомые геометрические фигуры, а также на отношения, в которые ребенок вступает).
А ведь именно перенос способа действия, которому человек научился в одной предметной области, на другую является диагностическим критерием наличия у него соответствующих способностей. Скажем, ребенок быстро одевается в дошкольной группе, а дома как будто забывает, что надо делать. Или, например, все дети в дошкольных учреждениях готовятся к праздникам и участвуют в них, но мало кто из детей способен сам организовать хотя бы маленький концерт или спектакль дома. Ребенок, предоставленный сам себе, не знает, с чего начать и что подготовить для праздника. Эта ситуация говорит о несформированности способности к определенным действиям. К тому же багаж тех или иных знаний, умений, навыков, которые учитель может передать ученику даже с самой прекрасной памятью, катастрофически уступает количеству знаний, умений, навыков, существующих во всех областях науки и практики.
Для каждого ребенка нужно ставить разные педагогические задачи. Ибо не дети должны приспосабливаться к учреждению, а учреждение – к детям. Поэтому одним из базовых принципов программы «Материнская школа» стало индивидуально ориентированное образование. У нас разработана специальная методика по определению индивидуальной трассы развития каждого ребенка – «полипредметная диагностика», где воспитатели, учителя и родители проектируют зону ближайшего развития ребенка.
Почему мы решили пойти по этому пути? Дело в том, что традиционная методика построения занятия предписывала однообразную последовательность действий для всех детей. А у разных детей разные интересы: кто-то с удовольствием занимался математикой, а кто-то «оживал» только на физкультуре. Конечно, эти трудности легко решались за счет ужесточения дисциплины, но такая эксплуатация доверительного отношения ребенка к взрослому приводила к воспитанию пассивности в детях. Они приучались выполнять требования взрослого, повторять его действия, угадывать правильные ответы. Простое диагностическое исследование выявило, что дети часто не понимали, что они делают и для чего, не могли самостоятельно продолжить начатое воспитателем дело или мысль. Совершенно другая картина складывалась в свободной игре, в которой и замысел, и смысл действа принадлежали ребенку.
В детях всеми силами надо поощрять инициативу, развивать воображение и фантазию, причем начинать надо с самого нежного возраста. И задача воспитателя, учителя, психолога – помочь ребенку зашагать в правильном направлении. А дальше он уже справится сам. Это удается не сразу. Частенько бывает, прибегает к тебе, допустим, второклассник с горящими глазами: я хочу организовать среди дошколят концерт. А потом глаза гаснут – они глупые, ничего не понимают, запомнить простых вещей не могут. Садишься рядом с ним, начинаешь разбираться, почему не получилось. Может, ты их просто не сумел заинтересовать? Или поставил перед ними слишком серьезные задачи, а они еще слишком малы? Давай придумаем тогда что-нибудь другое, что дошколятам понравится.
Несмотря на все, в том числе и финансовые, трудности, на сложности самого процесса воспитания и образования, в «Материнской школе» царит дух так и не пропавшего за годы работы интереса к детям – к их фантазиям и капризам, слезам и смеху, забавным ответам у доски и отважным прыжкам через лужи.
Москва
Комментарии