Работая в среднем звене, на основании анализа контрольных работ по литературе, работ по развитию речи, а также наблюдений я сделала вывод, что у большинства учеников 5-9-х классов слабо сформированы коммуникативные навыки.
Учащиеся не всегда могут аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно общаться друг с другом. Зачастую дети стараются заменить живую речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются создавать связные устные и письменные высказывания. Анализ итогов репетиционного экзамена в формате ГИА и ЕГЭ показывает, что у большинства обучающихся затруднение вызывает часть С – проверка коммуникативных умений. Проблему я вижу в общем снижении уровня коммуникативных умений детей. Учитель должен развивать личность, способную к эффективной коммуникации. А для этого необходимо использовать различные приемы интерактивного обучения. Интерактивными называются такие формы работы, когда ребенок вовлечен в мотивированное действие. Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на активность учащихся в процессе обучения. Учитель во время интерактивных уроков направляет деятельность учащихся в нужное русло, помогает им достичь целей урока. Костяк интерактивного обучения – интерактивные упражнения и задания. Основное отличие интерактивных приемов в том, что они направлены не только на достижение дидактической цели урока, но и в большей степени на формирование универсальных учебных действий. Организовать работу по формированию коммуникативной компетенции в русле интерактивно- го обучения возможно на всех этапах урока. Методические приемы интерактивного обучения можно разделить на уже освоенные российскими педагогами (метод проектов, дебаты, мозговой штурм, интеграция, работа в группах) и новые (метод анализа ситуаций, кейс-метод, интернет-уроки, образовательные квесты, личный блог учителя, психолингвистические тренинги). Я работаю по данной теме два года в методической творческой паре с коллегой Е.М.Шаучулене. Мы изучаем арсенал интерактивных форм и приемов работы, среди которых я успешно освоила следующие.Вера ПОПОВА, учитель русского языка и литературы лицея №6 «Парус» города Дзержинского Московской области, учитель года Республики Алтай-2013, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»
Комментарии