search
main
0

А так ли плохо жить «в эпоху перемен»? Родительские заметки с августовского педсовета

Будучи не только журналистом, но и мамой, воспитывающей троих детей – двух школьников и одного студента, ко всем веяниям в образовательной политике я отношусь особенно чутко. Поэтому, получив приглашение председателя Чувашского рескома Профсоюза работников образования и науки РФ Зинаиды Николаевны Степановой побывать 27 августа на большом республиканском педсовете, пошла не раздумывая. Официально он назывался конференцией работников образования, тема которой звучала так: «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Чувашской Республике». В зале Дворца культуры Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, где проходила конференция, практически не было свободных мест, к тому же встреча транслировалась в режиме онлайн на сайте cap.ru. В форуме приняли участие первые лица республики, члены правительства, главы районов и городов, учителя, педагоги дошкольного и профессионального образования, профсоюзные лидеры, журналисты. Но наверняка послушать выступавших на конференции было бы интересно и тем, кто не относится ни к одной из этих категорий. Едва ли не все мы – родители, дедушки и бабушки, а может, старшие братья или сестры. Никому из нас не безразлично, в каких школах будут учиться младшие члены семьи.

В своем послании Федеральному Собранию РФ в ноябре 2008 года Президент России обозначил основные приоритеты в развитии образования. Их пять. Это выработка и внедрение новых образовательных стандартов – ученик в соответствии с ними должен не столько впитывать знания, сколько учиться думать, быть творческим и мобильным человеком. В отдельное направление выделена поддержка талантливых детей, а также «их сопровождение в течение всего периода становления личности». Третье направление – это работа с учителем, выработка такой системы моральных и материальных стимулов, которая привлекала бы в школы умных, творческих людей. В этой связи будущий, 2010 год в России решено объявить Годом учителя. Четвертое – обновление облика школы. Нужны не только уже упомянутые стандарты образования, но и новые принципы проектирования школьных зданий. Да и внутри школы должны быть оснащены всем необходимым оборудованием. Пятое направление касается сохранения здоровья детей, воспитания в них стремления вести здоровый образ жизни.

Скажу откровенно: мы, родители, боимся новшеств, касающихся школы, – здесь нам близка позиция древних китайцев, оставивших пожелание «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!». А еще мы все время опасаемся, как бы «с водой не выплеснули и ребенка». В тех школах, где учились мы сами, и в тех, где сейчас учатся наши дети, много хорошего, и важно в пылу реформ не разрушить то, что уже создано, работает. Но, по словам министра образования и науки Чувашии Галины Черновой на педсовете, одна из главных задач – перенести опыт лучших учителей, которые у нас есть, в общую практику. А из выступления президента республики Николая Федорова (он открыл августовскую конференцию) следует, что наши чувашские педагоги уже свыше 10 лет работают по-новому. «Мы с вами можем гордиться тем, что во взаимодействии с федеральным центром определили то видение будущей системы образования, которое наиболее полно соответствует реалиям завтрашнего дня». Еще в 1997 году в республике была принята президентская программа «Новая школа», в рамках которой предусмотрена и модернизация школ, их оснащение компьютерами и другим современным оборудованием, и воспитание здорового образа жизни, и многое другое. В данное время у нас в школах один компьютер приходится на 11 учащихся, тогда как в среднем по России – на 20. Доступ в Интернет позволил учителям-предметникам создавать методические объединения в Сети, делиться опытом, сказал президент.

Николай Федоров особо затронул тему ответственности муниципалитетов за развитие школьного образования. Введение новой системы оплаты труда, по его словам, расширило возможности для стимулирования талантливых педагогов. Но вот вопрос к главам администраций Чебоксар и Новочебоксарска: почему в этом году ни копейки не выделено на создание стимулирующей части фонда оплаты труда работников дошкольного образования? Чуть более одного процента ФОТ на эти цели выделено в Комсомольском, Урмарском, Чебоксарском, Ядринском, Яльчикском районах. Хотя в целом по республике стимулирующая часть составляет почти 20 процентов. Куда были направлены выделенные бюджетные средства, спросил президент, – на сверхштатную численность?

Глава республики вручил работникам образования  государственные награды, а победителям республиканского конкурса «Образовательная инициатива», в котором участвовали школы, внедряющие инновационные программы, – свидетельства о присуждении грантов. Их общая сумма составляет 10 миллионов рублей.

Ирина Лотова, помощник полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, поздравила собравшихся с наступающим учебным годом и сказала, что как психолог точно знает: счастье человека в его востребованности. В своем выступлении она обозначила такие проблемы, как нехватка мест в дошкольных учреждениях (всего в республике в детских садах нуждаются 12 тысяч детей в возрасте от двух лет, из них 8 тысяч – в Чебоксарах и 1 тысяча – в Новочебоксарске) и отсутствие системного межведомственного взаимодействия. Проще говоря, профессиональные учебные заведения готовят специалистов, которые не могут потом устроиться на работу – спрос на специалистов не соответствует предложению. Это особенно актуально сейчас, в условиях кризиса.

Лев Кураков, ректор ЧГУ, рассказал о плюсах и минусах ЕГЭ. Нынешняя система приема в вузы требует изменений, считает Лев Пантелеймонович. В условиях, когда абитуриент может подавать документы в неограниченное число вузов, конкурс доходит до 25 и более человек на место, хотя фактически он гораздо ниже – документы рассматриваются, но людей за ними нет, человек не планирует поступать в этот вуз. Особая тема – льготники. На федеральном уровне много говорили о «липовой» инвалидности, которую оформляют себе абитуриенты. «У нас «липовых» справок нет, – сказал Лев Пантелеймонович, – но проблема все равно требует решения. Когда все бюджетные места на факультете занимают льготники, действительно талантливые ребята, не имеющие льгот, остаются за бортом, они вынуждены либо поступать на коммерческой основе, либо уезжать из республики».

Из зала прозвучал вопрос: как быть, если выпускники наиболее сильных школ, гимназий, лицеев в массовом порядке поступают в вузы Москвы, Санкт-Петербурга и других городов и, скорее всего, в Чувашию не вернутся? Руководитель Минобразования Галина Чернова ответила, что задача школы – это не только давать сильные знания, но и прививать человеку любовь к своей малой родине, желание быть ей полезным. Это, во-первых. А во-вторых, проблема опять-таки в межведомственном взаимодействии. Молодые люди должны видеть, что для них в родной республике существуют достойные рабочие места, что здесь можно и проявить себя, раскрыть свои таланты, и достойно заработать. «Это вопрос нашей конкурентоспособности, – сказала Галина Петровна. – Надо ее поднимать, только так можно решить проблему. Давать детям более слабые знания или отбирать у них паспорта, чтобы они не могли уехать, мы не будем».

Лев Кураков добавил, что сейчас в ректорате ЧГУ лежит 50 заявлений от ребят из Чувашии, которые поступили в московские вузы, но теперь решили, что дома лучше, и хотели бы перевестись в Чебоксары. Но пока у ЧГУ нет возможности принять этих студентов.

Выступление министра здравоохранения и социального развития ЧР Нины Суслоновой было посвящено сохранению здоровья школьников и особой теме – работе с детьми-инвалидами. Здесь речь опять-таки шла о межведомственном взаимодействии. Общими усилиями педагогов и медиков стало возможно создание на базе чебоксарской средней школы №59 новой модели обучения детей-инвалидов, когда происходит не только обучение ребенка, но и его социализация. Эта модель будет внедряться и в других школах в разных районах республики.

Газетная площадь не позволяет пересказать все интересные выступления, прозвучавшие на августовском педсовете. Желающих узнать больше мы опять-таки отсылаем к сайту cap.ru. В заключение хочется поздравить всех учителей, работников образования с новым учебным годом. Здоровья вам, терпения в работе с нашими детьми, творчества и востребованности, которая, как говорят психологи, является необходимым условием человеческого счастья.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте