Педагоги, психологи считают: для того чтобы мальчик стал настоящим мужчиной, его надо правильно воспитывать в дошкольном детстве. Но как? В дореволюционной России при воспитании мальчиков старшего дошкольного возраста независимо от сословия широко использовали работу с деревом. И дворянину, и крестьянскому мальчику в 5-7 лет давали в руки молоток и гвозди, пилу и другие столярные инструменты, и под руководством взрослых они изготавливали из дерева полезные и нужные вещи. Работа с деревом была популярна потому, что в большинстве регионов России дерево было самым доступным и дешевым материалом. Но кроме того, особая привязанность россиян к работе с деревом во многом объясняется тем, что дерево как материал обладает особой привлекательностью: теплое, ароматное и очень разнообразное по цвету.
Максим ИВАНОВ,педагог-организатордетского сада №557
В обществе принято разделение на мужские и женские виды деятельности, это было всегда, это есть. Мы предлагаем мальчикам развиваться и обогащаться в мужских видах деятельности, мы даем возможность им поближе ознакомиться с инструментами, которые они видят дома, мальчики их трогают, делают первые попытки их использования: забивают гвозди, закручивают шуруп.
Большое внимание уделяем совместной деятельности ребенка с родителями своего пола. Папы показывают пример детям, участвуя в занятиях. Очень важно одобрение со стороны мам того, что делают их сыновья с папами. Для этого мы объясняем мамам, как правильно реагировать на их совместную деятельность: интересоваться, поддерживать.
В процессе такого труда происходит личностное развитие мужских качеств: настойчивости, последовательности, уверенности, инициативности. Моя задача как педагога, как психолога – обратить внимание и проследить, каких качеств не хватает ребенку, чтобы он завершил работу, чтобы он почувствовал себя успешным. Здесь происходит не обучение, а содействие, причем на примере родителей.
Поделки, которые изготавливают мальчики (мебель для куклы, кораблики, самолетики), затем предлагаются для игр в группе, в которых участвуют девочки. Если девочки даже не похвалят, а будут играть в куклы с этой мебелью, это воспринимается как одобрение труда мальчиков.
Воспитательное значение работы мальчиков 5-7 лет с деревом в отличие от бумаги и картона состоит в том, что деревянными изделиями можно пользоваться длительное время, и благодаря этому маленький мастер будет испытывать чувство удовлетворения от той реальной пользы, которую принес его труд. Не менее важно и то, что в работе с деревом для достижения результата требуются значительные физические усилия, сноровка, терпение, что способствует воспитанию воли, целенаправленности и других важных личностных качеств.
В начале 80-х годов Э.Гульянц провел специальное исследование, посвященное изучению возможностей работы с деревом детей старшего дошкольного возраста. Автор считает, что для работы с деревом в детском саду должны быть созданы специальные условия: выделено помещение, установлены верстаки, приобретены столярные инструменты, обеспечена техника безопасности.
Несмотря на достоинства, которые очевидны при организации систематической работы детей с деревом, большинство дошкольных образовательных учреждений не могут создать для этого соответствующие условия. Поэтому в нашем детском саду, который занимается разработкой технологий воспитания детей с учетом гендерных особенностей, мы подошли к работе детей старшего дошкольного возраста с деревом иначе.
В работе с мальчиками старшего дошкольного возраста мы использовали комплект деревянной мебели для кукол в разобранном виде, который включает:
платяной шкаф;
диван с мягкой обивкой;
два кресла с мягкой обивкой;
кровать с матрацем;
кухонный стол;
четыре табуретки.
По составу мебели и ее размеру этот гарнитур соответствует размеру кукол, с которыми играют дети старшего дошкольного возраста.
Значительным преимуществом комплекта стало то, что его сборка осуществляется с помощью шурупов и отвертки, что для проведения этой работы не требуются верстаки. Кроме того, сборка мебели с помощью шурупов не представляет опасности для здоровья детей старшего дошкольного возраста и получения ими травм. Простота и доступность сборки мебельного гарнитура позволяет проводить эту работу как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье, когда брат сделает подарок своей сестре.
Планируя работу с мальчиками по сборке мебели, мы исходили из того, что ее проведение будет наиболее целесообразным накануне праздника 8 Марта. Во-первых, весь процесс работы над гарнитуром будет окружен тайной и связан с желанием мальчиков преподнести девочкам сюрприз. Во-вторых, собранный мальчиками мебельный гарнитур может быть преподнесен на празднике в качестве подарка всем девочкам группы в присутствии родителей, что также усилит значимость проделанной работы и доставит детям большую радость.
Работу с детьми по сборке и росписи гарнитура педагог может организовать по-разному.
Первый вариант организации работы.
Мальчики объединяются в подгруппу и по секрету от девочек под руководством воспитателя или специалиста дополнительного образования собирают и расписывают мебель.
Второй вариант организации работы.
Воспитатель или специалист системы дополнительного образования приглашает для сборки мебели мужчин из семей мальчиков (пап, дедушек, дядей), и в субботу или вечернее время дети собирают мебель вместе с ними.
Было установлено, что независимо от выбора варианта организации работы с детьми воспитательный эффект от совместной работы мужчин с мальчиками важен для социально-личностного развития ребенка-дошкольника, для формирования у него уверенности в себе и своих возможностях
Комментарии