За 40 лет работы в школе я пережила несколько реформ. Но последняя… Во-первых, образование обозвали сферой услуг. В результате изменилось отношение к педагогу, обострились отношения внутри педагогического коллектива.
Казалось бы, администрация школы должна улучшать психологическую обстановку в педколлективе. Однако на практике все по-другому. Статья 32 Закона РФ «Об образовании» предоставила большие права директорам. Как они ими пользуются? Вот что я могу сказать о своем печальном опыте.
В мае 2008 года я узнаю, что на новый учебный год мне предоставлена недельная нагрузка только 11,5 часа. Зато директор школы, где я работаю 31 год, себе берет 16 часов.
Окончательное утверждение нагрузки происходило 19 августа, когда основная масса учителей (и я в том числе) находилась в отпуске. Были проигнорированы Рекомендации ЦК Профсоюза работников народного образования и науки «О вопросах установления и изменения учебной нагрузки учителей» №188 от 26 сентября 2007 года.
Я не буду писать о своих прошлых достижениях – у меня высшая категория. Сейчас одним из качественных показателей труда учителя являются экзамены по ЕГЭ. В предыдущем учебном году я работала в выпускном классе. Результаты экзамена: пятерок – 5, троек – 5, остальные учащиеся получили «4», то есть средний балл – «4». Разве часто можно встретить такой высокий результат на экзаменах по русскому языку?
Обращения за справедливостью в районный отдел образования, в краевое министерство образования результатов не дали. Решила обратиться в районный суд. Но…
В отделе образования директор на хорошем счету: документы всегда в порядке, внешне школа выглядит опрятно, успеваемость чуть ли не 200 процентов. А психологический климат никого не интересует.
Страх, что не дадут нагрузку. Страх, что не заключат договор. Страх, что «выставят» на педсовете. Страх, что права человека – пустой звук. А с первого апреля – страх начисления зарплаты директором. Вот и стало молчание главным в нашем коллективе.
В «Учительской газете» №43 Виктория Молодцова озаглавила свою статью «Терпеть или судиться». Оказалось, что и терпеть невозможно, и судиться себе дороже. Ведь одному учителю, даже очень смелому и честному, крайне сложно (а может быть, и невозможно?) защитить свои права. Мне очень близки слова из статьи того же автора: «Только тогда, когда учитель почувствует себя защищенным, только тогда, когда он будет знать, что найдутся люди, готовые встать на его защиту, защищенными станут и наши дети. Ведь хорошо известно: свободным и счастливым воспитать ребенка может только счастливый и свободный наставник».
Президент России Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 года в своем выступлении сказал: «Действия руководителя, ухудшающие материальное благосостояние работника, не только аморальны, но и незаконны».
Но президент далеко, а директор рядом! Где же найти справедливость?
Тамара ВДОВИНА, учитель русского языка и литературы, пос. Чегдомын, Верхнебуреинский район,
Хабаровский край
Комментарии