Грифоны и фавны, ведьмы и чародеи, красавицы и чудовища, – все это можно было увидеть на открытии IV Международного Большого Детского фестиваля в Московском Губернском театре. Мультижанровый форум-конкурс, объединяющий театр, кино, анимацию, цирк и детско-юношескую литературу, призывает взрослых посмотреть на искусство глазами детей, а детей – научиться принимать взрослые решения. Оценивать современные достижения театра, кино, анимации, цирка и литературы предстоит детско-юношескому жюри.
– Мы стремимся понять, что интересно сегодня детям, – рассказал сетевому изданию «Учительская газета» художественный руководитель МБДФ Сергей Безруков. – Победителя фестиваля выбирают они, и для нас это принципиальный момент. Программа направлена на духовное развитие ребят: кто-то впервые знакомится с музыкальным, пластическим или кукольным театром. Однако то, как разумно дети разбирают режиссуру, сценографию, актерский состав, дорогого стоит, и для меня важно представить на фестивале все виды искусства для детей.
В компетенции жюри сомневаться не приходится: его составили действующие актеры, телеведущие, музыканты, спортсмены, победители школьных олимпиад в возрасте от 6 до 16 лет. Радует и обучающе-воспитательная атмосфера торжества. Ребята пополнят свой интеллектуальный и художественный багаж, научатся мыслить и делать выбор – в течение 2,5 месяцев им предстоит оценить 44 спектакля, 5 фильмов, 3 анимационные программы и 20 книг.
– Сложно поверить в то, что сейчас я – строгий критик и решаю судьбу произведений искусства. Что важнее – ум или красота, форма или смысл спектакля? Одно дополняет другое, но я, прежде всего, оцениваю суть действия. А уже потом – его форму, спецэффекты, актерскую игру, – подчеркнула в беседе с сетевым изданием «Учительская газета» председатель детского жюри Николь Плиева
Потренироваться юные критики смогли на открытии форума, отсмотрев «Хроники Нарнии» – театральное воплощение первой книги Клайва Льюиса «Племянник чародея». Спектакль Красноярского ТЮЗа в постановке Романа Феодори прошел вне конкурса (в прошлом году его отметил спецпризом оргкомитет фестиваля). Но он предоставил жюри и зрителю изысканную пищу для размышлений, рассказав об иллюзорности мечты.
– Ребенок, поставленный в страшную жизненную ситуацию, убегает в придуманную страну, полную опасности и приключений. Но лишь для того, чтобы вернуться и справиться с трудностями в реальной жизни. Мне интересно постигать, откуда берет начало детская фантазия, в каком направлении она льется и когда перекрывается, – сообщил сетевому изданию «Учительская газета» режиссер.
В «Хрониках» Феодори внутренний смысл действия рождают внешние аксессуары. А в том, что их мало, – несомненный плюс спектакля, не перегруженного деталями антуража. В огненном шаре заключена зыбкая грань между мечтой и действительностью: с его помощью герои путешествуют из Лондона в Нарнию. Контур статуи льва Аслана иллюстрирует амбивалентную природу мудрости. Движущийся пол и задник сцены напоминают о скорописи момента: водная гладь и небесная синева оборачиваются стеной городской многоэтажки (художник Даниил Ахмедов, видеооформление студии Di.Vision).
На вопрос «так ли хороша иллюзия?» режиссер не отвечает однозначно. Мечта, которую на сцене воплощают грифоны, фавны, нимфы, сатиры, не заставляет Дигори (Михаил Гольцов) забыть о больной матери (Марина Бабошина) и подруге Полли (Екатерина Кузюкова). Но она остается для него необычайно притягательной: вернувшись домой, мальчик глубоко внутри тоскует. Не омрачает сказочный мир даже присутствие Ведьмы. Образ, созданный Вячеславом Ферапонтовым, подтверждает, что в театре даже зло может быть красивым. Нарния же, как справедливо обмолвился Безруков, и есть театр.
Для юных членов жюри спектакль открытия стал своеобразной прелюдией. Вторую часть театральной саги Феодори – «Хроники Нарнии. Конь и его мальчик» – в рамках конкурса покажут в МГТ в выходные. И на нее стоит посмотреть.
Комментарии