search
main
0

А судьи кто? Первые шаги

Федерация Интернет Образования для конкурса “Учитель года России” за последние два года превратилась в законодателя мод. Это и ежегодные трехнедельные курсы – обучение участников новым информационным технологиям, и парад моделей – слет учителей года в Москве. А с этого года и кастинг – новая номинация в конкурсе – “Информационные технологии”. У нас в гостях Светлана АВДЕЕВА, председатель номинационного жюри, член Большого жюри, директор образовательных программ ФИО и директор ее московского центра.

– Светлана Михайловна, расскажите, как родилась идея создания номинации.
– За конкурсом “Учитель года” Федерация пристально наблюдает уже два года. И что мы видим? Из участников прошлых лет лишь двое попросили проектор на урок. Еще нескольким нужно было распечатать дидактический материал. И все! На этом использование учителем информационных технологий на уроке заканчивалось. Не скрою, у нашей идеи о создании новой номинации было много противников. И я понимаю их аргументы: да, смешно было бы заявить отдельную номинацию по использованию, к примеру, мела и доски. Но информационные технологии потому и называются новыми. Пройдет каких-то 10 лет, и они станут одним из важнейших критериев при выборе учителя года, а номинация исчезнет сама собой. Но в этом году мы учредили эту номинацию, чтобы подстегнуть интерес учителя к применению информационных технологий. Причем многие учителя ошибочно воспринимают компьютер как новое ТСО, а не как новую образовательную среду.
– Существует ли какой-то рецепт использования компьютера в школе, выведенный за годы работы ФИО?
– К сожалению, на сегодняшний день не существует единой системы методик. Есть разработки, авторские технологии, определенные удачные модели. Но системы нет. В данной ситуации для ФИО тем и интересен конкурс, что мы собираем в большую учительскую копилку эти модели, опыт лучших учителей России. А потом его тиражируем. Педагогический опыт тех, кто приезжает осенью в Москву, позволяет оценить тенденции использования информационных технологий в школе.
– Что лично вам дало судейство в малом жюри?
– Мне было важно понять, как сегодня информационные технологии должны внедряться в школу. И тот опыт, что я увидела, оказался очень полезным. Хорошо, что компьютеры в школах используются не только на уроках информатики. Да, полноценных методик их использования на сегодня пока нет, зато есть первые шаги в верном направлении. И очень уверенные.
– Поделитесь профессиональным секретом, что в первую очередь вы оценивали у пятерых финалистов?
– Урок как форма проведения занятий предполагает в первую очередь обучение. К сожалению, кроме Максима КОНСТАНТИНОВА из Псковской области, у остальных участников я не увидела реализации этой основной функции, я не увидела, как дети получают новые знания и как учитель подводит итог занятия. Второй полуфиналист – Валерий ПАНОВ из Рязанской области – был ближе всех к подобному результату, поэтому и оказался вторым. Многие участники говорили о том, что работают по проектному методу. Этот метод, безусловно, хорош, когда у вас дети – сплоченная команда, в итоге получающая результат. Хорошо если руководитель проекта умело распределяет роли между ребятами. На конкурсных уроках, которые судила я, этого не произошло.
– Нужна ли харизма учителю, который использует информационные технологии на уроке, и оценивались ли в вашей номинации личностные качества?
– Только харизматичная личность может сделать яркий урок, “заразить” учащихся интересом к своему предмету. Только такая личность ищет новые формы и способы для проведения урока. Я не верю, что подобный человек будет из года в год проводить один и тот же урок одинаково. Информационные технологии – хорошие помощники такому учителю. Максим победил в нашей номинации в том числе и потому, что был артистичен и убедителен на уроке.
– Что бы вы рекомендовали новым претендентам на вашу победу?
– Можно пожелать оргкомитетам региональных конкурсов “Учитель года” проводить отбор по тем же номинациям, как в этом году на Всероссийском конкурсе, а при отборе кандидатов учитывать уровень их информационной культуры. Участникам же при подготовке к конкурсному уроку следует помнить, что информационные технологии – одна из составляющих успеха.

Дарья ЖУРАВЛЕНКО-СЛАВЯНСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте