Общественной экспертизе конкурсного отбора лучших учителей и школ в рамках нацпроекта «Образование» был посвящен «круглый стол», который провели в Министерстве образования Карелии. В конце оживленного разговора cлучился у меня с одним молодым журналистом характерный обмен мнениями.
– Получается, общественная экспертиза прошла без участия общественности, – заметила я. Основанием для такого утверждения стал тот факт, что среди экспертов доминировали профессионалы от педагогики. (Хотя формально многие из них представляли общественные организации, партию «ЕР».) На что юный коллега ответил, что всё правильно, судить и должны профессионалы.
Его можно понять: критерии отбора носили настолько специальный характер, что у человека другой профессии голова кругом шла. Попробуй разобраться в «Продуктивности реализации программы развития»! А если учесть, что этот критерий состоит из 15 подпунктов… Среди них такой: «Наличие продуктивных технологий, позволяющих реализовывать идеи компетентностного подхода». Директор 6-й петрозаводской школы Татьяна Фунева высказалась без обиняков:
– Экспертами должны быть люди, связанные с педагогической деятельностью.
Правда, ведущий обсуждения, первый замминистра образования Карелии Анатолий Кармазин в самом начале поставил вопрос: «Как вам состав экспертов? Может, слишком много людей от образования?» По его информации, в Курске и Тамбове в состав комиссий входили члены союзов художников, журналистов… Однако бывший министр образования Карелии, ныне зампредседателя Законодательного Собрания РК, эксперт конкурса учителей Галина Разбивная такую практику раскритиковала:
– В прошлом году мы пробовали привлечь членов Союза театральных деятелей. Но получилась безграмотная работа: субъективная оценка некомпетентных людей.
Еще один непростой вопрос: стоит ли оценивать в одном ряду лицеи, гимназии и общеобразовательные школы? Представители общеобразовательных школ категорически против. Анатолий Кармазин предложил разделять школы по иному принципу – на сельские и городские. С ним не согласились: сельские и городские общеобразовательные школы, в отличие от лицеев и гимназий, учатся по одинаковым программам, и оценивать их надо вместе.
Сторонники же общего конкурса для всех типов школ говорят: участие в нем позволяет школе понять свое место среди прочих. Однако нельзя не видеть доминирования инновационных школ: в этом году в Карелии победителями стали 3 сельские и 11 городских школ, из которых 7 – лицеи и гимназии. Причем некоторые стали победителями второй год подряд, что, по словам директора социально-педагогического колледжа Риммы Ермоленко, «обесценивает конкурс».
Еще одна острая проблема – необходимость определять победителей по документам.
Директор 39-й петрозаводской школы Александр Сорокин недоумевает, как можно сравнивать школы заочно, по бумагам. О необходимости личного контакта говорила и Галина Разбивная. Эксперт Наталья Волкова призналась, что легче было оценивать знакомые школы. К тому же в бумагах, по ее словам, не все отражено, что есть в школе.
Учителей отбирают также по документам. Валентина Скабина, учитель математики Университетского лицея, рассказала, что, заполнив аналитическую справку, сама себя не узнала: одни сухие цифры – 3, 5, 1… В общем-то все понимают необходимость живого общения – и это реально, если вторым этапом сделать конкурс «Учитель года Карелии».
Одна из проблем – разный вес баллов. Из 60 баллов непосредственно на учебный процесс приходится всего 6. Получается, основная деятельность учителя остается в тени! За классное руководство дается 10 баллов. Конкурсант без классного руководства сразу много теряет.
Думается, почти все проблемы, о которых так откровенно говорили в министерстве, – решаемые. Кроме, на мой взгляд, одной: активного участия общественности. И дело не только в специфике конкурса школ и учителей. Бумаг было столько, что эксперты разбирались в них две недели, засиживаясь до двух ночи. Одно это у многих, даже заинтересованных людей отобьет желание участвовать в общественной экспертизе. Есть ведь еще и своя основная работа…
Петрозаводск
Комментарии