search
main
0

А судьи кто?

«Учитель года России»-2022: жюри о конкурсе и актуальных трендах педагогики

2022 год для конкурса в некоторой степени особенный: произошли изменения, связанные со структурой жюри, а также его составом. Принципы формирования жюри представлены в Порядке проведения заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2022. Ежегодно он утверждается на заседании оргкомитета. На сей раз для оценивания конкурсных испытаний первого тура сформировано пять групп экспертов, каждую из которых возглавляют два сопредседателя – абсолютный победитель конкурса и ректор одного из педагогических университетов страны. На этом этапе эксперты осуществляют оценку выполнения конкурсных испытаний «Урок» и «Воспитательное событие». Перед ними стоит важная задача – выявить и определить пятнадцать лауреатов, которые продолжат соревноваться за звание призеров и победителя. Второй тур будет оценивать экспертное жюри, состоящее из сопредседателей пяти групп жюри первого тура, ученического и родительского жюри. Возглавит его Исаак Иосифович Калина, президент Академии Минпросвещения РФ, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук. Традиционно задания второго тура, а это публичные выступления учителей на сцене, в первую очередь самые востребованные, получившие за долгие годы в педагогической среде особую популярность конкурсные задания под названием «Мастер-класс» (когда участники демонстрируют свои лидерские таланты и профессиональное мастерство, выходящее за рамки школьного урока и своей предметной компетенции), с 1995 года оценивало Большое жюри во главе с Виктором Антоновичем Садовничим, ректором МГУ. Ныне оно приступит к выполнению своей функции только на последнем конкурсном испытании «Педсовет», которое пройдет в Москве с участием министра просвещения РФ Сергея Сергеевича Кравцова.

Мы обратились к членам жюри второго тура и его сопредседателю с вопросами, ответы на которые, как нам кажется, будут интересны и полезны финалистам Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2022.

Исаак Иосифович КАЛИНА, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, председатель жюри второго тура Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2022 года

 

– Как вы считаете, каким должно быть будущее победителей конкурса «Учитель года», чтобы польза от него была очевидна для всех?

– Думаю, что и сегодня польза от конкурса очевидна многим, ибо он активировал в тысячах педагогов нормальное человеческое стремление посмотреть и сравнить себя с другими коллегами, а значит, чему-то у них научиться.

Дело в том, что профессия учителя, к сожалению, мало предполагает коллективную деятельность. Учитель входит в класс и 45 минут работает, не видя, что и как в это время делают его коллеги. Взаимопосещение уроков трудно организуемо, требует затрат времени и не всегда удобно. Поэтому первая польза от конкурса – это то, что учителя могут увидеть вживую или на экране, как работают их коллеги.

Второе. Многие победители Всероссийского (и региональных) конкурса «Учитель года» благодаря этому конкурсу совершили очень интересную как горизонтальную карьеру (и сегодня это учителя, у которых учатся их коллеги), так и вертикальную (стали управленцами в системе образования).

Наверное, можно перечислять и другие виды пользы от конкурса, но это в основном польза от каждого конкретного победителя конкурса. А если я правильно понимаю ваш вопрос, он сложнее. Вы хотите понять, какая может быть польза от сообщества победителей конкурса «Учитель года»? Это очень хороший вопрос. И на него, мне кажется, может быть только один ответ. За 30 лет сформировалось большое разнопоколенное, разнопредметное (я не знаю школьного предмета, который бы никогда не был представлен в финалах конкурса «Учитель года») сообщество, и именно в этом сообществе, по моему мнению, пока спрятан огромный резерв системы образования.

Мы все понимаем, что постоянно растет объем научного знания. Понятно, что далеко не все из научного знания может и должно быть представлено в виде содержания учебных предметов в школе. Однако очевидно, что и содержание учебных предметов не может быть застывшим, оно обязательно будет развиваться вслед за развитием научного знания и общества. А время и силы учеников и учителей не бесконечны. Значит, для полноценного освоения учебного материала нужны механизмы и инструменты, которые смогут значимо повысить производительность и эффективность учебного труда учителей и учеников. Конечно, одним из таких инструментов является цифровизация образования. Но самым мощным механизмом повышения эффективности учебного труда всегда была, есть и, уверен, будет мотивация. Именно мотивация учеников в самой значимой мере определяет их учебные успехи. Если у ребенка нет мотивации, то маловероятны его учебные успехи, как говорится, невольник не богомольник. У каждого ребенка есть какой-то естественный интерес: у кого-то к музыке, у кого-то к биологии, у кого-то к истории, у кого-то к математике, у кого-то к физкультуре и т. д. Но как результат образования нам нужно формирование мировоззрения ученика, то есть формирование у него знания, понимания целостной картины мира, умения позитивно действовать в этом мире. Но это невозможно сформировать только за счет одного предмета. Понимание учеником важности связей его любимого предмета с содержанием других предметов, того, как знание одного предмета облегчает понимание другого, – это и есть огромный резерв успешности учебного труда ученика.

Я бы сказал, что школа может (точнее, могла бы) научить человека грамотно собирать собственную картину мира из всех тех знаний и опыта, которые сопровождают человека всю его жизнь. Но для этого школа для начала должна показывать наличие стыковочных узлов (я бы так это назвал) хотя бы у тех блоков опыта и знаний, которыми сама школа вооружает человека. И показывать, что эти стыковочные узлы открыты для присоединения знаний и опыта, приобретаемых из всех внешкольных источников. Но мы ведь даже не состыковываем между собой наши внутришкольные блоки. Доказательством этого является любое посещение, например, шести уроков в течение дня в одном классе. У меня есть богатый опыт на эту тему. Советую многим попробовать.

И мы поймем, что изучаем науки все сразу, но, правда, не все вместе. А задачу состыковать школьный блок с теми знаниями и опытом, которые человек приобрел не в школе, вообще редко ставим перед собой. А уж задачу организовать в коллективе взаимообогащение наших учеников их собственным разнообразным внешкольным опытом и знаниями я перестал встречать даже в теоретических работах. Все спрятались за словами «индивидуальная траектория»… Я уверен, что целостная картина мира рождается в обстановке полноценной жизни коллективов. Да, в разных: в школьном, спортивном, семейном и т. д.

К сожалению, мы, педагоги, пока не вооружены надежно апробированными методиками и тем более технологиями формирования у учеников такой межпредметной мотивации. А без этого серьезных образовательных результатов приходится достигать за счет очень большого (иногда запредельного) напряжения учеников и их учителей. Родиться такие методики и технологии могут только в едином сообществе практикующих педагогов, преподающих разные предметы, имеющих разный стаж, работающих в очень разных школах. А ведь именно таким сообществом является сообщество победителей конкурса «Учитель года». И другого такого сообщества не существует. Поэтому уверен, что у сообщества победителей конкурса «Учитель года» может быть (и так хочется сказать, значит, должно быть) блестящее будущее в виде создания им очень нужного всей системе образования, всем ученикам, всем учителям продукта – методики и технологии межпредметной мотивации. Это значимо облегчило бы нелегкий труд учителей, позволило бы ученикам с гораздо меньшим напряжением, но с гораздо большим интересом глубже знать, понимать законы природы, общества и действовать в соответствии с этими законами более позитивно, продуктивно и результативно.

Поэтому если говорить о судьбе сообщества победителей конкурса «Учитель года», то мне оно видится именно таким. И, думаю, задача всех людей, связанных с конкурсом, всех людей, заинтересованных в будущем этого конкурса, – помочь сообществу учителей создать для России очень полезный продукт – межпредметные методики и технологии мотивации учащихся. И тогда, возможно, польза от конкурса будет абсолютно очевидна для всех (как вы говорите в своем вопросе). «По плодам их узнаете их».

Исмаил Баутдинович БАЙХАНОВ, ректор Чеченского государственного педагогического университета, кандидат политических наук, доцент:

 – Конкурс «Учитель года» – состязание с богатой историей, начатой еще в советские времена. С каждым годом конкурс становится все интереснее, в настоящее время на него обратил пристальное внимание Президент РФ. Участие в конкурсе «Учитель года» крайне важно для любого специалиста, так или иначе имеющего отношение к педагогическим наукам. Сегодня я являюсь ректором Чеченского государственного педагогического университета, где готовят учителей, и для меня вхождение в состав жюри – большая честь и уникальный шанс прямого соприкосновения с учительской профессией, возможность почувствовать всю глубину и сложность учительского труда, а также ответственность за будущее страны, которую несет учитель в современном обществе. Я искренне благодарен учредителю конкурса – Министерству просвещения РФ – за то, что являюсь сопредседателем этого жюри. Для меня большая честь, что в период, когда я был министром образования и науки Чеченской Республики, абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018 стал представитель Чеченской Республики Алихан Динаев. Благодаря его триумфу нашу республику в следующем году посетили гости со всей России, из всех 85 регионов. Это уникальный опыт – принимать у себя и иметь возможность общения с самыми выдающимися представителями современной отечественной педагогики. Посетив классные часы, уроки, мастер-классы конкурсантов, я понимаю: каждый этап беспрецедентен, по силе и глубине эти впечатления сложно сравнить с чем-либо другим в профессиональном плане.

Наш вуз готовит педагогов, а на конкурс попадают лучшие учителя России. Не учесть опыт последних, не попытаться перенять практические наработки было бы большим упущением. У нас на базе ЧГПУ функционирует недавно созданное уникальное, на наш взгляд, структурное подразделение – Педагогическая мастерская Алихана Динаева. Эта мастерская уже стала достаточно популярной у учителей-практиков Чеченской Республики, об этом свидетельствует тот факт, что учителя стремятся попасть в нее на мастер-классы. Мы не ограничиваем их свободу действий, стараемся поддерживать данную инициативу. В этом направлении развития мы не останавливаемся и идем дальше. В сотрудничестве с классическим Чеченским государственным университетом мы проводили конкурс «Будущий учитель года», куда съехались представители семи вузов Северного Кавказа. Конкурсанты проводили мастер-классы для наших студентов 1-3-х курсов. Представители педагогической науки понимают, что проводить современные занятия в педагогическом вузе без опоры на практику не представляется возможным, этого требует время.

У меня есть опыт учительства: я проработал в школе 16 лет, семь лет был министром образования. Разумеется, я прошел через все этапы развития и проблемы, с которым сталкиваются начинающие педагоги. Какими я вижу сегодняшних идеальных педагогов? Учитель не просто должен на высоком уровне знать свой предмет, но и обязан обладать компетенциями, которые позволят ему готовить современного ребенка к полноценной и активной жизненной позиции, которую он будет занимать в дальнейшем. К таким компетенциям я бы отнес, например, электоральную и политическую грамотность, которая позволит понимать и уметь объяснять и политику, и жизнь, готовить ребенка к существованию в мире взрослых. Чтобы стать авторитетом для современного школьника, одних глубоких предметных знаний недостаточно. Обязательны погруженность в социальные процессы, постоянный скрупулезный мониторинг изменений в обществе. Приведу пример: рассказывая школьникам на уроке истории о Сталинградской битве, педагог должен провести аналогии и показать взаимосвязи с процессами настоящего времени, а банальную информацию по теме ребенок может легко отыскать и в сети Интернет. Педагог, не умеющий объяснять, не тот учитель, в котором нуждается современное общество. Как отметил в 2002 году первый Президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров: «Труд учителя создает нацию». Следовательно, педагог должен быть разносторонне развитым человеком, который всегда находится в курсе глобальных и внутригосударственных трендов современности, владеть навыками коммуникации, которые придется применять на протяжении всего профессионального пути.

 

 

Константин Борисович ЕГОРОВ, ректор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, кандидат исторических наук, доцент:

– Для меня лично это конкурс не только для учителей – победителей региональных этапов, но и для педагогических вузов, то есть тех, кто готовит будущих учителей. Как ректору Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета мне, конечно, очень интересны опыт работы конкурсантов, технологии, подходы самого конкурса. Интересны сами конкурсанты этого года, прошлых лет: здесь мы видим образовательные решения и уникальные методики преподавания предметов. Поэтому новые методические концепции, их осмысление, сами примеры таких методик преподавания представляют для нас интерес. Мы внимательно смотрим на таких учителей, активно предлагаем включаться в наши программы подготовки, и не важно, из какого региона человек, главное, чтобы было желание, чтобы всегда присутствовала связь вчерашних студентов с сегодняшними.

Педагогические звезды, которые мы ежегодно открываем у себя в регионах, в муниципальных конкурсах, именно они придают импульс всей системе образования. Более того, можно проследить, насколько актуальны темы этого конкурса каждый год: эмоциональный интеллект, дистанционное образование, воспитание человека, гражданина, то есть на самом деле по интегральным тематикам конкурса можно как сверять болевые точки системы образования, так и осмыслять те стратегические ориентиры, по которым мы двигаемся.

Для меня конкурс – это неформальная система повышения квалификации учителей. Неформальная потому, что дает любому конкурсанту очень оптимально удовлетворять свои потребности: профессиональные, социальные, духовные. Конкурс делает все в совокупности. Это огромная прививка опыта, которую получают участники, а мы смотрим, как это происходит. Конечно, конкурс дает очень серьезный стимул творческой активности педагогов, он не только раскрывает таланты, но и поощряет разные инициативы, и мы сейчас видим, что определенные этапы конкурса, особенно последний, который будет в октябре, они как раз про эту инициативу. Я считаю абсолютно правильным предложение министра Сергея Кравцова, что те, кто вошел в пятерку победителей, должны становиться по крайней мере советниками и предлагать определенные изменения. Конечно, этот конкурс еще и про продвижение лучших кадров в стране, которые достаточно компетентны и творчески мыслят, кадры, которые сегодня должны готовить лучших выпускников. А выпускники, я надеюсь, выведут страну к показателям, стоящим в нацпроекте «Образование».

И наконец, конкурс – всегда система поиска, отбора и дальнейшего продвижения одаренных и талантливых учителей. Для меня лично это уже сложившаяся модель, где существуют не только учителя года, но и директора года, воспитатели года или школы года – весь золотой фонд сегодняшнего российского образования. Поэтому, несомненно, помимо чисто профессиональных задач конкурс ставит и другие акценты, двигает систему образования вперед и задает новые смыслы.

Идеального учителя года нет, это, если сравнить, как неповторимый аромат цветка. Уникальные качества, которыми обладает тот или иной педагог, неповторимы, их невозможно скомбинировать или спроектировать. И в этом смысле мы, конечно, открытия этого года увидим и будем этому радоваться. Ведь мы вообще ждем от конкурса идеального учителя.

Для меня это тот учитель, который понимает, чего он хотел бы достичь в профессии дальше, тот, который имеет определенные представления о том, что необходимо улучшать в системе образования на уровне школы, города, региона или страны. Именно это выявляет последний этап конкурса – «Педагогический совет», совет как раз от конкурсанта, который видит, что нужно изменить, поправить, для того чтобы система образования от этого только выиграла.

Тот, кто приходит уже с установленными ценностями и определенным видением себя за пределами своего предмета, может претендовать на звание идеального. Перестать быть просто предметником, а стать еще и управленцем в системе образования – такого широкого взгляда на роль учителя мы ждем от конкурсантов, а не только следования своей методической, предметной подготовке.

 

Нина Владимировна ФЕДИНА, ректор Липецкого государственного педагогического университета имени П.П.Семенова-Тян-Шанского, кандидат педагогических наук, доцент, обладатель медали К.Д.Ушинского:

– Конкурс «Учитель года» – это качественный профессиональный рост и конкурсантов, и всех членов жюри, так как каждый год участники состязания приезжают с новыми технологиями, приемами, идеями, методическими находками. Если член жюри «по совместительству» является ректором профильного университета, конкурс становится прекрасной возможностью экстраполяции педагогического творчества и потенциала участников в самую сензитивную – студенческую – среду.

Конкурс однозначно оказывает влияние на педагогическое образование в стране. Самый видимый внесистемный эффект – это повышение престижа учительской специальности. Несмотря на то что все профессии важны, не в каждой из них с лучшими представителями встречается Президент Российской Федерации.

Идеальный учитель года-2022, с моей точки зрения, не только блестящий профессионал своего дела (компетентный и творческий), но и настоящий патриот, преданный гражданин своей страны.

 

Светлана Александровна АЛЕШИНА, ректор Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент:

– В жюри конкурса я вошла, поскольку получила приглашение от Министерства просвещения РФ.

Безусловно, «Учитель года» – один из самых главных конкурсов для учительской профессии, потому что он носит профессиональную направленность, и человек, который едет представлять регион, несет огромную ответственность, по результатам его участия будут судить и о педагогических кадрах того региона.

Идеальный учитель, на мой взгляд, прежде всего должен любить детей и знать свой предмет.

 

Илья Сергеевич ДЕМАКОВ, директор Лицея МГИМО, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2017:

– В самом буквальном смысле критерии оценки – это система показателей, из которых состоят оценочные листы жюри. Они дополняются и корректируются каждый год. В таком формальном понимании они изменились с 2017 года. Но в своей основе они очень стабильны – помогают членам жюри определить для конкурсанта степень владения профессиональными навыками. Но наш конкурс отличает то, что в центре внимания – личность учителя. И критерии, как бы они ни были разработаны, остаются именно инструментами. Они рационализируют то, что члены жюри должны прежде всего почувствовать, – личность, особого взрослого, или, как часто говорит Ирина Димова, найти Моцартов в педагогике.

 

Алексей Васильевич ОВЧИННИКОВ, учитель биологии Средней школы с. Баловнево Данковского района Липецкой области, кандидат педагогических наук, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011, заслуженный учитель РФ:

– При выборе лауреатов и призеров главным будет профессионализм участников, а также их личностные качества, умение наладить контакт с детьми и организовать с ними взаимодействие.

Представления об образе учителя года, конечно, меняются. В последнее время наблюдается уклон в сторону медийности, оригинальности, публичности победителя. Это своего рода дань моде, но хотелось бы, чтобы яркие внешние проявления не маскировали отсутствие внутреннего содержания, а помогали его раскрывать, были не самоцелью, а средством демонстрации победителем своего мировоззрения, своей позиции, своего видения того, какими должны быть школа, учитель, система образования.

Михаил Александрович НЯНКОВСКИЙ, победитель конкурса «Учитель года России»-1994, заслуженный учитель РФ:

– Вообще-то члены жюри никого не выбирают – ни лауреатов, ни призеров. Мы просто оцениваем выступления участников, а дальше все решают баллы. Но если говорить, что для меня является главным при оценивании, то прежде всего профессионализм (владение предметом, умение установить контакт с учениками) и личностные качества – яркость, харизматичность, уникальность педагогического почерка.

С начала 90‑х, конечно, многое изменилось. Сегодня от учителя, в том числе и победителя, требуется владение компетенциями, о которых тогда никто и не слышал, например владение ИКТ и пр. Но главным по-прежнему остается все тот же критерий: победитель должен быть личностью, то есть человеком увлеченным, способным заинтересовать своим предметом учеников, а своим примером – коллег.

 

Александр Александрович ДЕМАХИН, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2012, заслуженный работник образования Московской области:

– Главное для меня при оценивании конкурсантов – сочетание профессиональных и человеческих качеств. Как раз за прошедшие с моей победы 10 лет я понял, что человеческие качества так же значимы, как и профессиональные.

Для меня важным было и остается то, что конкурс «Учитель года» – это человеческие ценности и уровень внутренней культуры. Это поиск, риск и «лица необщее выраженье» в профессии и в жизни. Как соответствовать этим громким словам? Да просто должно быть интересно жить и трудиться. Интересно поехать на конкурс, чтобы открыть что-то новое для себя в учениках, коллегах, в себе самом. Интересно до последней секунды совершенствовать свои конкурсные выступления, а не выходить с утвержденной кем-то и обкатанной заготовкой. Интересно услышать искреннюю и живую реакцию на представленное тобой (а не обижаться или почивать на лаврах).

 

Константин Андреевич ПОДРЕЗОВ, ректор Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого, кандидат политических наук, доцент:

– «Учитель года» – конкурс с многолетней историей, широким масштабом и большой значимостью для нашей страны. От «Учителя года» жду знакомства с лучшими школьными учителями, всестороннего обмена опытом, профессионального и личностного роста. И конечно же, поиска достойного кандидата на звание «Учитель года»-2022!

Конкурс создает конкурентную среду среди профессионалов своего дела, что активирует скрытые ресурсы и потенциал конкурсанта. Конкурс «Учитель года» – качественное обучение в игровой, соревновательной форме, что делает его еще интереснее! Весь полученный опыт, новые знания и усвоенные навыки конкурсанты смогут реализовать в рамках своего учебного заведения и таким образом повысить качество педагогического образования в целом.

В XXI веке чрезвычайно важно быть профессионалом своего дела. Ответ мог так и звучать, но профессия «учитель» многогранна. Это человек с широким кругозором, который не только идеально знает свой предмет, но и умеет зажечь искру в глазах учащихся, заинтересовать предметом и показать, почему он важен. Это человек с большой буквы, обладающий высокими моральными ценностями. Человек, который может научить быть личностью.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте