Учитель изобразительного искусства норильской средней школы Лариса Будникова стала победителем в конкурсе «Учитель года Красноярского края». И вошла в пятнашку на российском состязании. «…Сам Бог велел стать тебе учителем, доченька!» – так частенько говорила маленькой Ларисе бабушка Нина Григорьевна, учитель истории и географии с пятидесятилетним стажем работы в сельской школе, ветеран труда, мать-героиня, воспитавшая в трудные послевоенные годы пятерых детей.Сегодня Лариса Владимировна часто вспоминает, как бабушка брала ее, пятилетнюю девочку, к себе на работу. «Может быть, именно тогда я впервые захотела стать художником или учителем рисования? Не помню. Но в школу играла еще долгие годы. Учила младшего брата читать и писать, но больше рисовать и мастерить. А бабушка с гордостью приговаривала: «Вся в меня! Учительница!» – вспоминает Будникова.
Дед – географ и историк, заслуженный учитель, ветеран труда, герой войны, отдавший работе в сельской школе больше двадцати лет. Как его любили ученики, как внимательно, завороженно слушали рассказ Николая Сергеевича о взятии Казани Иваном Грозным! Так что если составить древо семьи Будниковой и рядом с именем написать профессию, то почти на каждом листике этого древа будет «Учитель». Это уже династия. И сама Лариса Владимировна учителем просто не могла не стать. Столько внимания, доброты и участия сосредоточено в этом человеке, и всем этим она делится со своими учениками. Хотя путь в педагогику Ларисы Владимировны был долог, и, если бы не безграничное уважение к наставнице, не было бы в Норильске такого преподавателя. Начинала она художником-оформителем. Окончив художественное училище, пошла работать в кукольный театр, шила одежду для игрушек, мастерила декорации. Затем с будущим мужем вернулась в Норильск. Бывший учитель математики предложила ей пойти к ней в школу. Молодая художница тогда не восприняла всерьез это предложение. Но авторитет учителя был непререкаем, и Лариса Владимировна стала давать пару уроков в неделю малышне. Основной же работой было телевидение. Компьютерных заставок в те времена еще не было, и приходилось все оформлять вручную. Потом был городской центр культуры – и снова декорации, костюмы. Количество часов в школе тем временем постепенно увеличивалось…Искусство не ремесло «Здравствуйте, я рада вас видеть, садитесь, пожалуйста» – эти слова вот уже двадцать лет Лариса Будникова произносит спокойным и ласковым голосом, окидывая внимательным взглядом каждого ученика. Но теперь говорит она их как лучший учитель Красноярского края, одна из шести лучших учителей России.Половина из этого двадцатилетнего срока выпала на период и моего обучения в школе. С первого класса Лариса Владимировна была рядом. Она всегда говорила, что дети – особая категория художников, поэтому никогда не старалась учить нас шаблонам и правилам. Как надо – это не искусство, а художник не ремесленник. Лариса Будникова всегда спокойна, сдержанна, с мягкой улыбкой выслушивает оправдания школьников о невыполненном домашнем задании. При этом едва уловимая грусть нет-нет да и промелькнет в ее глазах. Значит, огорчилась. Но расстраивать любимого учителя всегда неприятно, поэтому и задания все старались выполнять в срок. Школа осталась позади, но при встрече мы до сих пор вспоминаем наши исследования, работы. Благодаря Ларисе Владимировне мне удалось побывать на Всероссийской научно-практической конференции, потому что она поверила в меня, убедила, что я смогу. Тогда, восемь лет назад, я как-то сказала, что не понимаю живопись Пабло Пикассо. Лариса Владимировна дала мне несколько книг о знаменитом импрессионисте, сказала: «Почитай на досуге». Потом мы долго разговаривали, обсуждали его работы, спорили. Через несколько месяцев я уже поехала на Всероссийский конкурс «Юность. Наука. Культура» с научной работой «Кубизм как переломный момент в творчестве Пабло Пикассо», защитив которую я стала лауреатом. Теперь этот удивительный испанец для меня величайший художник, гений, чей талант неоспорим. Сказка о краскахСегодня Лариса Владимировна с улыбкой вспоминает, как волновалась, спеша на свой первый урок. И это волнение осталось до сих пор: доступно ли рассказала ученикам о законах перспективы и проекциях, интересны ли эти уроки, смогут ли малыши нарисовать заданный натюрморт? И с каким трепетом и удовольствием ребята рассматривают, обсуждают, готовят и проводят выставки.Лариса Будникова:- Ребята часто говорят: «Я не умею рисовать!» Но ведь прежде чем человек научился говорить и считать, он изобразил кусочком мела и уголька на сводах Альтамиры мчащегося во весь опор оленя! Эта истина открыта теперь и моим воспитанникам. Поверить каждому ученику в свои художественные способности во многом помогает технология деятельностного метода, метапредметные уроки, открывающие юным художникам всю сущность мироздания.Вхожу в класс, начинаю урок, встречаюсь глазами с любопытными и требовательными взглядами. «Ребята, как вы думаете, снег белый?» – спрашиваю я. Глаза загорелись, посыпались самые фантастические ответы. Начался урок рисования в первом классе «Сказка о красках». Вопросы и ответы моих маленьких почемучек неиссякаемы: «А почему?», «А зачем?». Вот оно, «зернышко» – пробуждение познавательной и творческой активности детей. Главное для меня в этой ситуации не дать правильный ответ, а побудить ребенка найти его самостоятельно, совершить пусть маленькое, но свое исследование, воплотив его в живописном этюде или графическом рисунке, а может, в масштабном творческом проекте. Ее многочисленные воспитанники удостоены медалей «Эвариста Галуа» и «Вдохновение», их имена в каталоге международной художественной выставки «Прошлое. Настоящее. Будущее», «Арт-город», занесены в федеральную энциклопедию «Одаренные дети – будущее России». Прожив, да, именно прожив, в педагогике 20 лет, она с доброй улыбкой, иногда с ностальгией, вспоминает те первые шаги в профессии. Сегодня Лариса Владимировна с уверенностью говорит о том, что это ее судьба, ее мечта. Сколько раз она листает альбомы с фотографиями, читает письма, ищет своих выпускников в социальных сетях! Теперь многие из нас уже взрослые, кому-то уже за тридцать, они уже и сами ведут своих детей в школу. А есть и те, кто выбрал профессию «учитель изобразительного искусства», и теперь они ее коллеги. «И я безгранично рада этому, – растрогавшись, улыбается Лариса Владимировна, – я горжусь ими». Наверное, это и есть пик профессиональной деятельности – успехи учеников воспринимаются как свои собственные. Для нас все равно лучшая В марте в Норильске стартовал городской конкурс «Учитель года». Лариса Будникова уже не впервые участвовала в нем. Сначала конкурсантам нужно было написать эссе на тему «Моя педагогическая философия», и Будникова рассказала о том, как в детстве посещала уроки в сельской школе, где преподавали ее бабушка и дедушка. Победителем она не стала, заняла пятое место. Дальше пять финалистов давали мастер-классы – на сцене делились с другими учителями своим мастерством и отвечали на вопросы пресс-конференции. По итогам двух туров Лариса Будникова опять же не заняла первое место, но вошла в тройку, и ее эссе направили в Красноярский край. На этом этапе почти из 150 конкурсантов выбрали 20 человек, которых отправили в край. Норильская учительница вновь не была в числе лидеров, заняла предпоследнее место. В Красноярске конкурсантам тоже предстояло пройти ряд испытаний: урок в незнакомом классе, мастер-класс по представлению технологии своей работы. Лариса Будникова попала в десятку лучших. Тогда нужно было провести еще один мастер-класс и пройти пресс-конференцию с министром образования и науки края Вячеславом Башевым. По итогам всех испытаний от края выбрали лучшего, им и стала Лариса Будникова, продолжив участие в конкурсе уже на всероссийском этапе. Он стартовал в сентябре. 77 учителей представляли свои регионы. Первым испытанием был «Урок в незнакомом классе», ее урок назывался «Каждая минута таит в себе чудо», это цитата из Альбера Камю. Вот так пятиклашки, которых учитель видела впервые в жизни, порассуждали на эту тему, а потом Лариса Будникова показала им очень простую, но своеобразную технику рисования. Без помощи рук из пятнышка краски нужно было «вырастить» дерево. Дети делали из обычных ручек трубочки и раздували капельку с краской, при этом на бумаге получалось фантастическое дерево, ребята были в восторге – они буквально рисовали воздухом! «Затем я объяснила детям, что такой способ рисования называется аэрография, – вспоминает Лариса Будникова, – с ее помощью из ничего можно создать волшебную картинку, а затем мы рисовали пейзажи на влажной ткани, в общем, насыщенным и интересным получился урок, и богатым на впечатления». В итоге Лариса Владимировна заняла шестое место в рейтинге, чуть недотянув до пятерки лидеров. Но для нас, ее многочисленных учеников, она всегда будет лучшей. Будникова не скрывает, что было трудно. Профессия учителя в любом случае сопряжена с постоянным преодолением этих трудностей. Но тогда нельзя было показывать слабости – за ней стоял целый край. Ощущение дружбы и единства, возникшее между участниками, сглаживало сложные моменты, ведь почти 24 часа в сутки на протяжении двух недель участники конкурса находились все вместе. Бывало, что засиживались до четырех утра, обсуждали свои программы, разбирали ошибки, просматривали видео с конкурса. Лучший курс повышения квалификации для учителя, пожалуй, сложно представить. С учителями работали и психологи, у некоторых случались срывы, кто-то плакал, когда не попадал в следующий этап.Как призналась позже в нашей беседе Лариса Владимировна, самым сложным испытанием для нее стала беседа с родителями школьников. Вытянув билет, конкурсанту предстояло пообщаться с ними на заданную тему. Ей выпало «Свободное время школьника: приоритет школы или родителей?». В результате обсуждения сошлись на том, что школа должна уметь организовать детям досуг, но родители при этом не должны перекладывать всю ответственность на учебные заведения. Разумеется, без творчества и здесь не обошлось – Будникова принесла на беседу апельсиновое дерево, рассказав старинную сказку: в одном городе человек посадил прекрасное апельсиновое дерево, оно росло и радовало жителей, но вышел закон о запрете сажать растения на муниципальной земле, тогда садовник придумал весьма оригинальный выход из положения. И вот так они с родителями обсуждали, как же он мог поступить. Одна из мам ответила правильно: дерево неким хитрым способом подняли над землей и оно росло в воздухе. То есть это доказывало, что из любой ситуации можно найти нетривиальный выход. А дерево после беседы Лариса Владимировна отдала родителям, чтоб они передали его своим детям-восьмиклашкам в классную комнату. «Пусть это дерево растет вместе с вашими детьми, – сказала она напоследок, – глядя на него, вы будете вспоминать о нашей встрече». …У Ларисы Будниковой есть заветная мечта. Она хочет работать в сельской школе. – Представь, – говорит она мне, – урок математики. Мы выходим с детьми в лес, посчитали листочки, потом порисовали пейзажи. Затем урок физкультуры – на речке поплавали, покатались на лошадях. Дальше столовая – все свое – и овощи, и молоко… Сейчас это называется дауншифтинг, а по мне так самая естественная и настоящая жизнь. Когда-нибудь я наберусь смелости и эту мечту осуществлю. А пока еще много планов и здесь, в Норильске. Норильск
Комментарии