А слова “вышивайте крестиком”
Большую помощь в организации игровых занятий окажет учителю начальных классов книга “Конкурс грамотеев”, выпущенная издательством “Просвещение” в январе 1996 года. Впервые он получит сборник грамматических игр по всем разделам программы русского языка.
В книгу включено свыше десяти новых тем, не изучавшихся ранее в начальной школе: сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков, чередование гласных и согласных в корне, сложные слова, имя числительное и его склонение, совершенный и несовершенный виды глагола, возвратные глаголы, наречие, междометие и др. По наиболее сложным темам в сборнике даются лингвометодические комментарии для учителя, чтобы в простой и доступной форме довести до учащихся начальной школы сложные языковые понятия. Для развития интереса и познавательной активности детей, их творческой самостоятельности в сборнике предлагается ряд заданий для проведения учащимися языковых наблюдений и исследований, обобщений и выводов.
Так, для создания у детей целостного представления о системе частей речи в русском языке раздел “Части речи” начинается с круговой диаграммы, на которой изображены все 10 основных частей речи и их примерное соотношение в словарном составе языка.
Все это позволяет использовать сборник игр по различным системам обучения: Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова или по традиционной.
Игры рассчитаны на различное число участников (количество играющих указано в скобках в начале каждой игры). В описании правил игры, помимо содержания, даются варианты ее организации и подведения итогов.
Каждая игра имеет свое тематическое название, например:
Найди схему. (3 чел.) Каждый из играющих соотносит рисунки одного ряда с соответствующими схемами. Класс оценивает результаты и определяет победителя.
Вышиваем слова. (Класс). Слова можно “вышивать крестиком”. Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный – маленьким, например: Х х – ШКОЛА, х х Х – ПЕТУШОК и др.
Занимательные квадраты. (2 ком. по 4 чел.) Нужно заполнить пустые клетки так, чтобы получились слова с мягким знаком в середине.
Четыре по пять. (Класс). На доске нарисованы 4 пересекающихся ряда клеток, по 5 клеток в каждом ряду. В центральной клетке написана буква А.
Занимательные фигуры. (Класс – 3 ком.) На доске – 3 фигуры с клетками, в которых проставлены шипящие Ж, Ш и Ч с Ь или без Ь (см. рис. на с. 106).
Победителями в каждой команде считаются первые 3 ученика, правильно заполнившие фигуры.
Ответ – в конверт. (Класс – 3 ком.) Игра проводится в форме эстафеты. На доске – изображение собаки, а под ней – большой конверт. Задача игроков – написать как можно больше слов, обозначающих действия, которые может производить собака. Для ответов каждый ряд получает лист бумаги определенного цвета, например белый, розовый, зеленый. Начинают игру сидящие за последними партами. Игрок может записать 1-2 слова. Если нового слова он придумать не может, передает листок следующему. Игроки, сидящие на первых партах, заканчивают запись и вкладывают листок в конверт. Ведущий зачитывает слова каждой команды. Побеждает команда, записавшая наибольшее число слов.
Большое место в сборнике занимают стихотворения и рифмовки. Их можно использовать для первичного знакомства с новыми языковыми явлениями, хорового чтения, письма по памяти, для обогащения словаря учащихся трудными по написанию словами.
Вот, например, какую рифмовку можно запомнить на тему “Безударные гласные в корне”.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать гра, трва
И слова мря, дла?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье:
Горы, травы, море, дело!
Вот теперь напишем смело!
А следующая рифмовка помогает запомнить правописание гласных, не проверяемых ударением.
1. Баран, гараж, газета,
Пальто, завод, ракета,
Магазин, базар, батон,
Пассажир, багаж, вагон,
Кастрюля, капуста, арбуз и банан,
Картина, карман, карандаш и
стакан.
2. Диван, пианино, рисунок, пион,
Ситро, лимонад, кипяток и бидон,
Гирлянда, фиалка, сирень и лимон,
Милиция, митинг, пилот, миллион,
Минута, нигде, никогда, никуда –
Все с И безударною пишут всегда.
3. Корова, огород, солома,
Молоко, комар, ворона,
Хорошо, шоссе, шофер,
Колобок, пожар, костер,
Корзина, котлета, копейка,
корыто,
Горох, помидор, огурец и копыто.
Нужно прочитать и запомнить как можно больше слов рифмовки. Ведущий закрывает текст, и дети пишут по памяти. Затем запись проверяется. Выигрывает тот, кто правильно запишет наибольшее число слов.
Для факультативной внеклассной работы в конце сборника предлагается небольшой, доступный для учащихся материал по истории письма, а также методические рекомендации к проведению конкурсов веселых и находчивых знатоков русского языка.
Людмила ВИНОГРАДСКАЯ
NB!
рис.1
рис.2
рис.3
рис.4
рис.5
Время покажет?
Время покажет?
В “УГ” # 10 за 95-й год я прочитала статью, где идет разговор об интегрированном курсе “Естествознание”. Курс очень нужен, он приближает человека к окружающему миру и дает на него целостный единый взгляд. А “все, что находится во взаимосвязи, – писал Я.А.Коменский, – должно и преподаваться в такой же связи”.
В прошлом году я познакомилась с учебниками 5-го и 6-го классов “Естествознание” под редакцией А.Г.Хрипковой и программой И.Суравегиной. Очень понравились программа и учебник: 1) идея единства научного и художественного способов познания природы; 2) курс призывает не только развивать у школьников знание о природе как целостной системе, но и способствовать развитию его эмоциональной сферы, чувств сопереживания и сострадания; 3) курс построен с учетом принципа историзма (путешественники, исследователи природы, ученые, показанные в их “звездные часы”, произведения искусства, отражающие те же этапы познания мира).
Ученики воспринимают программу с удовольствием, так как она еще предусматривает большое количество практических работ, полезную практику, ролевые игры, творческие работы.
Все очень интересно, но мне, учителю, страшно: что же там впереди? К чему я их подведу?
На следующий год учебника нет. Без пособий для учителя еще можно обойтись, но вот без учебника – нет.
Интересно и страшно – эти два слова на моих устах. Я в ответе за детей – перед родителями и учителями химии, биологии, физики, географии, перед администрацией школы, которая мне доверила пять классов и на следующий год прибавится еще три. Страшно, очень страшно учителю со стажем 28 лет. Нужен совет. Поддержка. Помощь, и своевременная.
Кто из учителей прошел этот путь? К чему они подошли? Что получилось у них плохо и что хорошо?
Очень нужна встреча с И.Суравегиной. Нужны учебники, ведь отступать уже поздно.
Квалифицированной помощи в Архангельске получить не могу.
При распределении нагрузки учителя химии, физики, биологии обеспокоены, что часов на их предметы стало меньше. Другие переживают, что в 5-6-х классах дети не так воспринимают материал по данным предметам. Говорят, я не специалист. И прочее-прочее… Убеждаю в том, что в природе все едино и не должно быть химических и физических, географических и биологических точек зрения. Что же, время покажет. Но мне очень хочется знать сейчас различные точки зрения ученых и учителей, которые работали по этим программам.
Светлана НИКУЛИНА, учитель географии, биологии, естествознания 73-й школы
Архангельск
Письмо в “Методическую кухню”
Письмо в “Методическую кухню”
Как дополнительную литературу можно использовать выпускаемые издательством “Новая школа” книги по экологии:
1. Воробьев А.Н., Самкова В.А, Прутченков А.С. “Тесты экологической грамотности”, рассчитанные на работу в 7-9-х классах в разделе программы “Социальная экология”. Для всех тестов имеется компьютерный вариант;
2. Самкова В.А., Прутченков А.С. “Спасти цивилизацию”. Экологическая игра для начальных и 5-6-х классов;
3. Самкова В.А., Прутченков А.С. “Голубая планета”. Методическая разработка большой эколого-экономической игры (для целой школы или летнего лагеря);
4. Самкова В.А., Прутченков А.С. “Экологический баланс”. Методическая разработка деловых и ролевых игр;
5. Самкова В.А., Прутченков А.С. “Экологический бумеранг”. Практические занятия для учащихся 9-10-х классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Также может быть полезна литература по смежным предметам:
1. Сборник кроссвордов по курсу “География” для 7-го класса. Составитель – Соколова Д.Ю.;
2. Ильченко Е.В. “Использование литературы в процессе преподавания курса “География России”;
3. Резникова В.З., Мягкова А.Н. и др. “Дифференцированная проверка знаний учащихся по биологии”;
4. Самкова В.А. “Экология в красках”. Практические занятия для учащихся 5-6-х классов.
Готовятся к выпуску в серии “Занимательная экология” книги: “Мир лесных дебрей”, “Мир непролазных топей”, “Мир океанских глубин” (автор – Сергеев Б.Ф.)
На “Методической кухне” хозяйничали Ольга КУТАСОВА и Наталья САВЕЛЬЕВА
Комментарии