search
main
0

А школам архиважна информатизация

В условиях реализации новых образовательных стандартов начальной школы информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов.

Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Раньше преподавателям было непросто найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные особенности каждого ученика, укрепляя таким образом тенденцию гуманизации образования. В условиях информатизации детского образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Первым шагом в их реализации стала разработка метода введения информационных компьютерных технологий в систему дидактики детского образовательного учреждения как средства обогащения детской деятельности и самого педагогического процесса. В настоящее время возникают новые подходы к организации учебного и учебно-творческого процессов с использованием информационных компьютерных технологий, реализуемых посредством информационных и обучающих систем. Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, то есть возможны два вида направления компьютеризации обучения: изучение информатики как отдельно взятого предмета и использование компьютера при изучении различных предметов в качестве инструмента (информационные технологии). При этом компьютер стал активизирующим средством повышения эффективности обучения. Еще никогда педагоги не получали столь мощного средства обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники, мультимедийных возможностей позволяет моделировать различные ситуации и среды. В связи с этим компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Один из источников мотивации – занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая занимающихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность занимающимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками, звуками, мультипликацией.

Начальная школа – самый важный этап в освоении ребенком первичных знаний, умений и навыков, необходимых для обучения. Этот период важен как для обучения письму, чтению, счету, так и для получения первоначальных основ информатики и информационных технологий.

Как же идет работа по внедрению новых информационных технологий в процесс обучения младших школьников? В начале учебного года передо мной встал вопрос о месте, времени, целях, формах применения ИКТ в работе с младшими школьниками. Применение ИКТ позволяет использовать такие особенности личности малышей, как любопытство, общительность, тяга к игровым ситуациям, к созданию эстетических образов, поэтому среда ИКТ интересна как учителю, так и детям. В своей работе учителя нашей школы применяют информационные технологии в профессиональных целях как часть своего инструментария и привлекают к работе своих учеников. В нашей школе ведется работа по применению

кая

ИКТ по таким направлениям: урочная деятельность; подготовка учителя к урокам;

проектная деятельность учителя и учеников;

аналитико-диагностичес-работа; работа по повышению уровня информационной культуры, ИКТ-компетентности и самообразования;

• внеклассная работа. Эта работа зависит от подготовленности участников процесса обучения к использованию ИКТ и от технических возможностей, имеющихся в школе.

Готовясь к урокам, мы определились с формами применения ИКТ, которые могут быть разнообразными:

• только учитель;

• только ученики, если учитель не владеет компьютером;

• учитель и ученик, если используют общую среду ИКТ;

• учитель и ученик, работающие раздельно, располагающие своим набором средств ИКТ.

Как показывает опыт работы, наиболее продуктивна совместная работа учителя и ученика. Процесс обучения в начальной школе, по сути, есть процесс получения и обработки информации (чтение, письмо, решение математических и логических задач, заучивание стихов) – таково представление традиционной системы образования. Современному обществу, владеющему новыми технологиями и новыми моделями деятельности, нужен новый подход к образованию, в котором традиционные навыки дополняются новыми компонентами, расширяющими старые. На современном уроке необходимо дополнять содержание учебного материала ИКТ компонентами в разных вариациях.

При использовании ИКТ процесс:

– обучения чтению превращается в процесс нахождения и восприятия информации, посредством поиска и анализа,

– обучения письму – в процесс создания объектов и установление связей в гиперсреде,

– обучения арифметическому счету – в процесс проектирования объектов и процессов в реальном мире.

Таким образом, информационные технологии сами по себе не замкнутый предмет. Это предмет, который должен стать междисциплинарным.

Исходя из материально-технического оснащения существует несколько вариантов применения ИКТ:

• При наличии одного компьютера в классе и проекционного оборудования можно изучать учебный материал, подкрепляя наглядно изложение его через проектор, а также осуществляя проверку знаний, вызывая к компьютеру по одному ученику.

• В рамках урока в компьютерном классе возможно совмещение объяснения или закрепления материала с закреплением той же темы в компьютерных программах и заданиях индивидуально каждым учеником.

• Самостоятельная работа учащихся с компьютером может осуществляться как индивидуально, так и фронтально, выводя результаты работы учащихся на монитор компьютера или экран, через проектор.

Время и место использования ИТ на уроке зависит от типа проводимого урока. Для уроков изучения нового материала больше всего подходят демонстрационные задания или задания, связанные с поиском ответа на проблемные вопросы. Один из видов – использование муль-тимедиапрезентации. На большом экране в сопровождении автора (если презентация озвучена) или учителя появляются неподвижные или подвижные иллюстрации, видеоролики, видеофильмы, мультипликация, необходимые для усвоения детьми изучаемого материала. Но необходимо помнить, что по-настоящему понятие интерактивности урока и применения ИКТ не заключается в использовании мультимедиапрезентации. Она, по сути, заменяет наглядность, только в значительно более качественном исполнении.

Для комбинированного урока выбирают задания, выполняемые с помощью учителя (по образцу учителя). Такие задания учитель готовит к уроку, затем на уроке демонстрирует ход выполнения и дает возможность ребенку выполнить задание самостоятельно. В своей работе мы используем эту форму в присутствии второго учителя в классе. Основной учитель ведет свой урок, второй учитель имеет возможность работы на компьютере индивидуально с каждым ребенком, если в классе один компьютер, либо оказывает техническую помощь, если ребята работают каждый за своим РС. Например, при изучении темы «Непроверяемые гласные» по русскому языку во втором классе я использую задание, подготовленное учениками нашей школы в программе «ЛогоМиры» на заданную тему. Следуя заданию, ученики с помощью мышки выбирают и подставляют в слово с пропущенной гласной необходимую букву. Если буква остается в слове, то она выбрана учеником верно, если буква вновь возвращается в нижнюю строку, то ученик пытается выполнить задание повторно. Таких заданий по разным темам русского языка и по классам мы подготовили много. Например, «Распредели слова в два столбика» (в соответствии с тем, какую безударную гласную ты выберешь для написания), «Собери предложение» (из групп слов составить предложение), «Выбери согласную».

Такие же задания, связанные с четким выполнением алгоритмов и инструкций, с предварительным повторением правила, характерны и для уроков закрепления изученного материала. В таких заданиях учащиеся имеют возможность возвращаться к неверно выполненному заданию до тех пор, пока компьютер не поставит положительную отметку.

Большую роль в проверке ЗУН имеют тестовые и контрольные задания на компьютере (уроки контроля и проверки знаний).

Учитель, решивший воспользоваться тестовым методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой. Преимущество компьютерного тестирования дает возможность за короткий промежуток времени фиксировать и анализировать результат выполненной работы, возвращаясь к выполненному заданию для работы над ошибками. Для качественной подготовки к тестированию учителю необходимо натренировать или натаскать детей по определенной теме. В качестве таких тренеров выступают программы-тренажеры (устный счет, счет в пределах 10, 20, 100, табличные случаи умножения и деления, и задания с орфограммами по русскому языку). Сейчас мы в школе создаем копилку таких заданий, ставшей настоящим электронным сборником тренажером. Эти тренажеры применимы как во фронтальной, так и в индивидуальной работе.

Еще один важный вид работы – работа с электронными энциклопедиями. Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами. Чтобы научить детей работе с поисковыми системами в качестве обучающего помощника, можно использовать электронные детские энциклопедии. Например, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая детская энциклопедия», энциклопедия «Анатомия человека». Работа с электронными детскими энциклопедиями дает возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний. Такую работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности. Ее ведет на уроке первоначально учитель, затем и каждый ребенок. Эффективность такой работы налицо. Дети очень быстро осваивают технологию работы с поисковыми системами энциклопедий. Осваивая эти умения, они без труда могут справиться с работой поисковых систем в Интернете уже к 3-му классу.

В своей работе я использую как готовые обучающие, развивающие компьютерные программы, так и те задания на РС, которые готовят наши учителя при поддержке учителей информатики и информационных технологий. Использование компьютерных программ и заданий каждый учитель выбирает исходя из целей и задач, стоящих во время обучения. Это могут быть задания для уроков, для выполнения домашней работы, для подготовки проектов, для внеклассного мероприятия.

Одним из важнейших видов применения ИКТ в урочной и неурочной работы стала проектная деятельность.

Проектной деятельности я в своей работе уделяю достаточно много времени. В отработке навыков работы над проектом учителя нашей определили типы, классификацию, характер содержательность ученических проектов. Возвращаясь к теме применения ИКТ в урочной деятельности, надо отметить, что в нашей школе компьютер стал неотъемлемой частью всего учебного процесса. Именно во время подготовки учебного проекта развиваются не только навыки по предмету, но и навыки работы связанные с поиском, хранением информации, а также навыки работы с графическими, музыкальными и текстовыми редакторами. Мы накопили большой материал по подготовке и созданию учебных проектов, многие из них используем в качестве учебного пособия (например, «Степи», «Московский метрополитен»).

Сейчас мы приступили к подготовке большого внутришколь-ного интерактивного проекта «Интеративный сборник задач на движение». Он будет включать в себя объяснение различных типов задач на движение (вдогонку, с отставанием, с опережением, в противоположных направлениях), выведение формул к этим задачам, блиц-туниром по каждому типу. Этот проект будет озвучен, будет иметь тестовую часть, будет выполнен с элементами анимации. В подготовке нам помогают 9-классники.

Как показывает практика, учащиеся увлеченно осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

Таким образом, я считаю ИКТ необходимой средой обучения, которая, с одной стороны, облегчает работу учителя, с другой стороны, ставит перед ним новые цели и задачи по внедрению интерактивной среды обучения с неограниченными возможностями для учителя и ученика.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте